Модели новой системы оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных учреждений: вариативная часть | Статьи | 123-Job.ru

Модели новой системы оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных учреждений: вариативная часть


21.03.2010

В статье А.Б. Вифлеемского, опубликованной в N 2, 2008, были определены цели, задачи и принципы формирования новой системы оплаты труда педагогических работников, а также рассмотрены примерный регламент и возможные формы участия общественности в распределении стимулирующей части ФОТ. В этой статье мы остановимся на вариативной части пяти основных моделей НСОТ, применяемых регионами в рамках внедрения новых систем оплаты труда.

Модель новой системы оплаты труда,
основанная на оценке качества работы

Данная модель новой системы оплаты труда педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, основывается на учете оценки качества работы педагога различными участниками образовательного процесса посредством гибкого механизма связи уровня базового оклада с уровнем оценки труда педагога со стороны государства (аттестация педагогических кадров) и общества (гражданских институтов).
Минимальный размер оклада педагогического работника учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, — 1,5 МРОТ, что в настоящее время составляет 3 450 руб. В дальнейшем минимальный размер оклада педагогического работника автоматически индексируется в ходе поэтапного доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Кроме того, с учетом улучшения социально-экономической ситуации в регионах размер минимального оклада может быть повышен до 2,5-3 МРОТ.
Педагогическим работникам учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, оклады (ставки заработной платы) устанавливаются по следующей формуле:

S = М х (1 + k1 x A + k2 x O + R), где:

S — оклад (ставка заработной платы) педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
М — минимальный размер оклада (ставки) педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
А = Уаi — суммарный коэффициент оценки качества работы со стороны государства (по результатам аттестации педагогических кадров, а при отсутствии квалификационных категорий — учет квалификации). Значение А может быть от 0 до 2;
О = Уoi — суммарный коэффициент оценки качества работы педагога гражданским институтом (органом общественно-государственного управления образовательным учреждением). Значение О может быть от 0 до 2;
R = Уri — суммарный коэффициент, учитывающий работу в особых условиях, определяемый как сумма коэффициентов, учитывающих виды труда, за которые производятся компенсационные выплаты и осуществляется повышение ставок;
k1, k2 — весовые коэффициенты, при этом k1 + k2 = 1 (рекомендуемые значения k1= 0,5, k2 = 0,5).
Аттестация выявляет степень профессионального развития, уровень профессиональной компетентности, а присвоенная квалификационная категория свидетельствует о реально достигнутом уровне педагогического мастерства, наличии профессионально необходимых педагогических способностей. При аттестации обязательным условием является участие органов общественного самоуправления, потребителей образовательных услуг, представителей независимых общественных объединений в оценке уровня квалификационной категории педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Значение A определяется по следующей таблице:

—————————————————————T————————————¬
¦ Уровень образования, результаты аттестации ¦ Размер ai ¦
+—————————————————————+————————————+
¦Высшая квалификационная категория ¦ 1,4 ¦
+—————————————————————+————————————+
¦Первая квалификационная категория ¦ 1 ¦
+—————————————————————+————————————+
¦Вторая квалификационная категория ¦ 0,8 ¦
+—————————————————————+————————————+
¦Высшее педагогическое образование ¦ 0,6 ¦
+—————————————————————+————————————+
¦Высшее профессиональное образование ¦ 0,5 ¦
+—————————————————————+————————————+
¦Среднее педагогическое образование ¦ 0,3 ¦
+—————————————————————+————————————+
¦Среднее профессиональное образование ¦ 0,2 ¦
+—————————————————————+————————————+
¦Общее среднее образование ¦ 0 ¦
L—————————————————————+————————————

Значение O определяется по следующей таблице. Критерии оценки разрабатываются самостоятельно органом общественно-государственного управления и утверждаются как приложение к положению о материальном стимулировании. По каждому показателю критерия устанавливаются целевые значения и определяются коэффициенты.

—————————————————————————————T———-¬
¦ Примерные критерии оценки гражданским институтом ¦Размер oi ¦
+—————————————————————————————+———-+
¦Социально-психологические показатели (удовлетворенность родителей воспитанников,¦ 0,8 ¦
¦рейтинг воспитателя по результатам анкетирования; высокий уровень морально-психологи-¦ ¦
¦ческого климата в группе, отсутствие обоснованных обращений родителей воспитанников,¦ ¦
¦коллег-педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокий уровень их решения и др.). ¦ ¦
+—————————————————————————————+———-+
¦Педагогические показатели учебной и воспитательной работы (применение современных¦ 0,5 ¦
¦образовательных технологий, участие педагога в инновационной деятельности и¦ ¦
¦методической работе в учреждении, на муниципальном, региональном, федеральном уровнях,¦ ¦
¦качество организации жизнедеятельности воспитанников, разнообразие приемов, методов и¦ ¦
¦средств обучения, уровень обеспечения качества жизнедеятельности воспитанников и др.) ¦ ¦
+—————————————————————————————+———-+
¦Социальные показатели (охват воспитанников дополнительным образованием, индивидуальная¦ 0,4 ¦
¦работа с воспитанниками, взаимодействие с родителями, использование возможностей¦ ¦
¦микрорайона, активность в работе с социумом и др.) ¦ ¦
+—————————————————————————————+———-+
¦Показатели здоровья воспитанников (заболеваемость воспитанников простудными и другими¦ ¦
¦заболеваниями, уровень реабилитационно-коррекционной работы, использование здоровье-¦ 0,3 ¦
¦сберегающих технологий и др.) ¦ ¦
L—————————————————————————————+————

Значение R определяется по следующей таблице:

—————————————————————————————T———-¬
¦ Виды труда ¦Размер ri ¦
+—————————————————————————————+———-+
¦Деятельность заведующих, воспитателей, музыкальных руководителей, воспитателей-мето-¦ 0,15 ¦
¦дистов детских садов с этнокультурным (национальным) компонентом образования, исполь-¦ ¦
¦зующих в своей работе дисциплины этнокультурного (национального) компонента ¦ ¦
+—————————————————————————————+———-+
¦Деятельность воспитателей, старших воспитателей, заведующих дошкольными образователь-¦ 0,1 ¦
¦ными учреждениями, владеющих иностранным языком и применяющих его в практической рабо-¦ ¦
¦те ¦ ¦
+—————————————————————————————+———-+
¦Труд педагогических работников, работающих в специальных (коррекционных) дошкольных¦ 0,2 ¦
¦образовательных учреждениях (группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в¦ ¦
¦развитии (в том числе с задержкой психического развития) ¦ ¦
+—————————————————————————————+———-+
¦Труд педагогических и других работников, работающих в оздоровительных образовательных¦ 0,2 ¦
¦учреждениях санаторного типа (группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении ¦ ¦
+—————————————————————————————+———-+
¦Работа педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской¦ 0,25 ¦
¦местности ¦ ¦
+—————————————————————————————+———-+
¦Работа в ночное время (за каждый час работы) ¦ 0,35 ¦
+—————————————————————————————+———-+
¦Работа воспитателей в интернатных учреждениях, где по условиям труда рабочий день¦ 0,3 ¦
¦разделен на части с перерывом более двух часов ¦ ¦
+—————————————————————————————+———-+
¦Работа с вредными условиями труда (особо вредными и опасными) по перечню,¦В размерах¦
¦определяемому Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по¦и порядке,¦
¦регулированию социально-трудовых отношений ¦установ- ¦
+—————————————————————————————+ленных ¦
¦Работа в выходные и праздничные дни ¦действую- ¦
+—————————————————————————————+щим зако-¦
¦Работа в особых климатических условиях ¦нодатель- ¦
¦ ¦ством ¦
L—————————————————————————————+————

Стимулирующие выплаты педагогическим работникам учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливаются в соответствии с положением о распределении стимулирующей части заработной платы.

Модель новой системы оплаты труда,
основанная на совершенствовании ЕТС

Можно констатировать, что действующая Единая тарифная сетка не выполняет стимулирующих функций. Однако это во многом вызвано не недостатками принципов ее формирования (учет квалификации и стажа как общепринятых объективных показателей качества работы), а порочной практикой применения (снижением диапазона межразрядных коэффициентов — разницы между первым и последними разрядами — с научно обоснованной величины в 10,07 до 4,5).
Дифференциация ЕТС между соседними разрядами для высококвалифицированных работников составляет менее 250 руб. Учитывая уровень цен и размер прожиточного минимума, такую дифференциацию следует признать неудовлетворительной. В настоящее время в среднем по России прожиточный минимум не определяется, а по регионам он варьируется для трудоспособного населения от 2 994 в Республике Северная Осетия до 10 136 руб. в Эвенкийском округе (I квартал 2007 года), в центральной части России, например в Нижегородской области, прожиточный минимум составляет 3 829 руб.
Возврат к «старым» тарифным коэффициентам обеспечит повышение средней заработной платы работников образовательных учреждений до уровня средней заработной платы по экономике и даже (для высококвалифицированных работников) до уровня, превышающего среднюю заработную плату по промышленности. Более высокие абсолютные величины (300-800 руб., а с учетом доплат и надбавок еще более) разницы между разрядами обеспечат реальную материальную заинтересованность в повышении профессионального уровня педагогических работников.
Кроме того, данная модель автоматически решает проблемы с материальным стимулированием учебно-вспомогательного персонала, также участвующего в реализации образовательной программы. Отметим, что существующая ситуация с выполнением воспитателями одновременно функций вспомогательного персонала (вследствие крайне низкого уровня оплаты труда) является одной из серьезных причин снижения качества дошкольного образования.
В случае увеличения размеров ставки 1-го разряда ЕТС до минимального размера оплаты труда, а тем более до размеров прожиточного минимума автоматически произойдет весьма значительное увеличение средней заработной платы работников учреждений образования, что обеспечит конкурентный на рынке труда уровень оплаты педагогических работников. Расчеты показывают, что в случае установления ставки 1-го разряда на уровне, превышающем минимальный размер оплаты труда, и возврата к первоначальным тарифным коэффициентам оплата труда высококвалифицированного воспитателя с учетом стимулирующей части превысит 20 тыс. руб. В этом случае также решаются проблемы оплаты труда учебно-вспомогательного и технического персонала образовательных учреждений, оплачиваемого по низким разрядам ЕТС.
Таким образом, возможно разрешение многих недостатков действующей системы оплаты труда в образовании без ее кардинального изменения путем увеличения размеров оплаты труда и установления научно обоснованных тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки.
Расчеты показывают, что при переходе к исходным коэффициентам ЕТС педагогические работники учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (оплачиваемые по 7-14 разрядам ЕТС), получат дополнительно 1,6-5,2 тыс. руб. (и более, с учетом стимулирующей части и повышения ставок).
При установлении ставки 1-го разряда на уровне, превышающем минимальный размер оплаты труда, повышение составит 4,2-11 тыс. руб. В результате проблемы с кадрами в дошкольном образовании будут решены, так как на должности воспитателей будет конкурс. Кроме того, размер ставки 1-го разряда может быть увеличен на региональный коэффициент.

Ставки заработной платы Единой тарифной сетки с учетом перехода
на научно обоснованные размеры тарифных коэффициентов

———T————————————T——————————————————¬
¦Разряд ¦ Тарифные коэффициенты ¦ Тарифная ставка ¦
¦ +——————T——————+——————T————————————+
¦ ¦ Действующие ¦Научно обоснован-¦Действующая c¦Исходя из научно обоснованных коэф-¦
¦ ¦ ¦ные ¦01.09.2007 ¦фициентов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +——————T——————+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ставка 1-го раз-¦Ставка 1-го раз-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ряда = 1 404 руб.¦ряда = МРОТ ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 404 ¦ 1 404 ¦ 2 300 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 2 ¦ 1,04 ¦ 1,3 ¦ 1 460 ¦ 1 825 ¦ 2 990 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 3 ¦ 1,09 ¦ 1,69 ¦ 1 530 ¦ 2 373 ¦ 3 887 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 4 ¦ 1,142 ¦ 1,91 ¦ 1 603 ¦ 2 682 ¦ 4 393 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 5 ¦ 1,268 ¦ 2,16 ¦ 1 780 ¦ 3 033 ¦ 4 968 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 6 ¦ 1,407 ¦ 2,44 ¦ 1 975 ¦ 3 426 ¦ 5 612 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 7 ¦ 1,546 ¦ 2,76 ¦ 2 171 ¦ 3 875 ¦ 6 348 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 8 ¦ 1,699 ¦ 3,12 ¦ 2 385 ¦ 4 380 ¦ 7 176 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 9 ¦ 1,866 ¦ 3,53 ¦ 2 620 ¦ 4 956 ¦ 8 119 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 10 ¦ 2,047 ¦ 3,99 ¦ 2 874 ¦ 5 602 ¦ 9 177 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 11 ¦ 2,242 ¦ 4,51 ¦ 3 148 ¦ 6 332 ¦ 10 373 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 12 ¦ 2,423 ¦ 5,1 ¦ 3 402 ¦ 7 160 ¦ 11 730 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 13 ¦ 2,618 ¦ 5,76 ¦ 3 676 ¦ 8 087 ¦ 13 248 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 14 ¦ 2,813 ¦ 6,51 ¦ 3 949 ¦ 9 140 ¦ 14 973 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 15 ¦ 3,036 ¦ 7,36 ¦ 4 263 ¦ 10 333 ¦ 16 928 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 16 ¦ 3,259 ¦ 8,17 ¦ 4 576 ¦ 11 471 ¦ 18 791 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 17 ¦ 3,51 ¦ 9,07 ¦ 4 928 ¦ 12 734 ¦ 20 861 ¦
+——-+——————+——————+——————+——————+——————+
¦ 18 ¦ 4,5 ¦ 10,07 ¦ 6 318 ¦ 14 138 ¦ 23 161 ¦
L——-+——————+——————+——————+——————+——————

Сложность введения данной модели оплаты труда заключается в необходимости выделения большого объема дополнительных средств, так как одновременно осуществляется повышение оплаты труда работников других отраслей бюджетной сферы, в том числе других работников учреждений образования. Однако возможно введение Единой тарифной отраслевой сетки исключительно для отрасли образования, что исключает актуальность таких опасений.
Ставки оплаты труда по ЕТС повышаются по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Кроме того, ставки оплаты труда повышаются по дополнительным основаниям, отражающим качество работы учреждения в целом, что является стимулирующим фактором дальнейшего повышения качества работы учреждения в целом с помощью системы материального стимулирования каждого работника учреждения.
Разряды оплаты труда ЕТС по должностям педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются согласно утвержденному перечню в пределах 7-14 разрядов.
Месячная заработная плата педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений по указанным выше основаниям, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.
Тарификация педагогических работников дошкольных образовательных учреждений производится один раз в год. Установленная при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.
За наличие квалификационной категории установленные ставки заработной платы повышаются в следующих размерах:
за наличие высшей квалификационной категории — на 1 500 руб.;
за наличие первой квалификационной категории — на 1 000 руб.;
за наличие второй квалификационной категории — на 500 руб.
Квалификационные категории устанавливаются после прохождения аттестации педагогическими работниками, в рамках которой определяются высокие требования к работникам, претендующим на присвоение первой и высшей квалификационных категорий, и обеспечивается оптимальное соотношение работников указанных категорий к общему количеству. Высшая квалификационная категория присваивается только педагогам, опыт и результаты работы которых признаны педагогическим сообществом федерального или регионального уровня. Первая квалификационная категория может быть присвоена педагогу, опыт и результаты работы которого признаны педагогическим сообществом на региональном или муниципальном уровне*(1).
Также осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях.

——————————————————————————T———————¬
¦Виды труда, за которые производится повышение должностных окладов (ставок¦ Размер повышения ¦
¦заработной платы) ¦ ¦
+—————————————————————————-+———————+
¦Деятельность работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений:¦ ¦
¦I категории ¦ 20% ¦
¦II категории ¦ 15% ¦
+—————————————————————————-+———————+
¦Деятельность заведующих, воспитателей, музыкальных руководителей, воспитате-¦ 15% ¦
¦лей-методистов детских садов с этнокультурным (национальным) компонентом об-¦ ¦
¦разования, использующих в своей работе дисциплины этнокультурного (нацио-¦ ¦
¦нального) компонента ¦ ¦
+—————————————————————————-+———————+
¦Деятельность воспитателей, старших воспитателей, заведующих дошкольными¦ 10% ¦
¦образовательными учреждениями, владеющих иностранным языком и применяющих¦ ¦
¦его в практической работе ¦ ¦
+—————————————————————————-+———————+
¦Деятельность помощников воспитателей в дошкольных образовательных¦ 30% ¦
¦учреждениях по непосредственному осуществлению воспитательных функций в¦ ¦
¦процессе проведения с детьми занятий, оздоровительных мероприятий,¦ ¦
¦приобщению детей к труду, привитию им санитарно-гигиенических навыков ¦ ¦
+—————————————————————————-+———————+
¦Труд педагогических и других работников, работающих в специальных¦ ¦
¦(коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях (группах) для¦ ¦
¦обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с¦ ¦
¦задержкой психического развития): ¦ ¦
¦- педагогических работников ¦ 20% ¦
¦- остальных работников ¦ 15% ¦
+—————————————————————————-+———————+
¦Труд педагогических и других работников, работающих в оздоровительных¦ ¦
¦образовательных учреждениях санаторного типа (группах) для детей,¦ ¦
¦нуждающихся в длительном лечении: ¦ ¦
¦- педагогических работников ¦ 20% ¦
¦- остальных работников ¦ 15% ¦
+—————————————————————————-+———————+
¦Труд специалистов и руководящих работников дошкольных образовательных¦ 25% ¦
¦учреждений, расположенных в сельской местности ¦ ¦
+—————————————————————————-+———————+
¦Работа педагогических и иных работников, участвующих в экспериментальной и¦ 15% ¦
¦инновационной деятельности образовательных учреждений, входящих в городские¦ ¦
¦экспериментальные площадки (включая работу по внедрению новых моделей¦ ¦
¦организации дошкольного образования) ¦ ¦
L—————————————————————————-+———————-

Кроме того, педагогическим работникам учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, за условия отдельных видов выполняемых работ устанавливаются компенсационные выплаты в процентном выражении от ставок заработной платы.

———————————————————————T——————————¬
¦ Виды труда, за которые производятся компенсационные выплаты ¦Размер выплат (в процентах от¦
¦ ¦ставки) ¦
+———————————————————————+——————————+
¦За работу в ночное время (за каждый час работы) ¦ 35 ¦
+———————————————————————+——————————+
¦За работу воспитателям в интернатных учреждениях, где по условиям¦ 30 ¦
¦труда рабочий день разделен на части с перерывом более двух часов ¦ ¦
+———————————————————————+——————————+
¦За работу в выходные и праздничные дни ¦В размерах и порядке, уста-¦
+———————————————————————+новленных действующим законо-¦
¦За работу в особых климатических условиях ¦дательством ¦
+———————————————————————+——————————+
¦За работу с вредными условиями труда (особо вредными и опасными) по¦ до 12 (24) ¦
¦перечню, определяемому Правительством РФ с учетом мнения Российской¦ ¦
¦трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений¦ ¦
L———————————————————————+——————————

За выполнение дополнительной работы, не входящей в круг обязанностей педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливаются доплаты в процентах от ставки заработной платы. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам указанных учреждений устанавливаются в соответствии с положением о распределении стимулирующей части заработной платы.

Модель новой системы оплаты труда, основанная
на использовании подушевых принципов

Ключевым элементом данной модели новой системы оплаты труда педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является использование подушевых принципов посредством внедрения механизма увеличения базовой части оплаты труда с учетом числа воспитанников. В то же время должно быть понимание того, что чем больше детей в группе, тем ниже качество образования. Поэтому нельзя экономически стимулировать превышение оптимального числа детей в группе.
Базовый оклад предусматривает оплату труда воспитателя за 36 часов работы в неделю (для других категорий педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, указанных в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», используется соответствующая норма часов педагогической работы) в группах со среднерегиональной наполняемостью и ниже. При этом учитывается среднерегиональная наполняемость отдельно по городской и сельской местности.
Если наполняемость группы превышает среднерегиональную, но не более утвержденной нормами СанПин 2.4.1.1249-03 и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 677 (для других типов учреждений используются соответствующие типовые положения), то расчет увеличения базового оклада (ставки) производится по следующей формуле:

Бо = Бн / Нг (с) х К, где:

Бо — базовый оклад (ставка) педагогического работника учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
Бн — базовый оклад (ставка) при среднерегиональной наполняемости группы;
Нг (с) (Нс) — среднерегиональная наполняемость группы в городе (селе);
К — фактическая численность воспитанников в группе.
Заработная плата педагогического работника учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, рассчитывается по формуле:

О = Бо x Ч / Чн x К x А, где:

О — оклад педагогического работника учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
Бо — базовый оклад педагогического работника учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
Ч — нагрузка педагогического работника учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
Чн — нормативная нагрузка педагогического работника за ставку заработной платы;
А — повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;
К — повышающий коэффициент за условия труда.
Если педагогический работник работает в разных группах, то его заработная плата рассчитывается по каждой группе отдельно.
Повышающий коэффициент за квалификационну