Бухгалтерский учет трудовых книжек | Статьи | 123-Job.ru

Бухгалтерский учет трудовых книжек


21.03.2010

Бухгалтерский (бюджетный) учет трудовых книжек ведется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ), Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (далее — Постановление), Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 06.03.2009 N 148н (далее — Инструкция по учету), иными актами законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 263 Инструкции по учету трудовые книжки и вкладыши к ним являются бланками строгой отчетности как и бланки ценных бумаг, в том числе государственных и муниципальных, бланки удостоверений, квитанционные книжки, бланки лицензий, дипломов и аттестатов, государственных жилищных сертификатов, а также бланки иных документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к бланкам строгой отчетности.
Хранение бланков строгой отчетности в соответствии с пп. 3.39-3.41 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995, осуществляется в кассе либо в специально оборудованном металлическом шкафу (сейфе), если они были выданы соответствующему работнику под отчет, в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опломбировывается.
Перечень лиц, ответственных за получение, хранение и выдачу бланков с указанием видов бланков, места их хранения и ответственного лица с указанием его должности должен утверждаться соответствующим приказом бюджетной организации. С каждым из лиц, ответственных за получение, хранение и выдачу бланков заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности по форме, утвержденной постановлением Министерства труда РФ от 31.12.2002 N 85 «Об утверждении Перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества».
В соответствии с п. 15 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, бланки строгой отчетности должны приниматься кассиром в присутствии членов соответствующей инвентаризационной комиссии, создаваемой в бюджетном учреждении в соответствии с п. 2.2. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995. Приемка должна производиться в день поступления бланков документов. При приемке проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.). Акт, утвержденный руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), является основанием для принятия бланков документов на учет кассиром. Необходимо отметить, что помимо данного акта должна быть товарно-транспортная накладная, которая в соответствии с п. 6 инструкции Министерства финансов СССР N 156, Государственного банка СССР N 30, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР N 354/7, Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов грузов при перевозке автомобильным транспортом» является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Необходимо отметить, что данный документ действует и подлежит применению в соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» и ч. 2 раздела 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ. Использование товарно-транспортной накладной является необходимым, поскольку акт, утвержденный руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), не будет являться универсальным первичным учетным документом, хотя, безусловно, мы уже не можем признать товарно-транспортную накладную единственным документом, подлежащим использованию для целей бухгалтерского учета.
Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке 1 руб. за один бланк.
Приобретение бланков по фактической стоимости отражается в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации расходов, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 25.12.2008 N 145н «О порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» по коду классификации операций сектора государственного управления 226 «Прочие работы, услуги». Хотя необходимо отметить, что это далеко не бесспорно, поскольку, являясь предметом материального мира, бланки строгой отчетности не являются услугой или работой в чистом виде, несмотря на то, что в их фактической стоимости значительную долю занимает само изготовление, а не сам материал.
Списание израсходованных, а также испорченных бланков строгой отчетности в бюджетной организации производится по Акту о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816), который подписывается членами соответствующей постоянно действующей инвентаризационной комиссии и утверждается руководителем бюджетной организации на основании ведомости расхождений по результатам инвентаризации в соответствии с п. 263 Инструкции по учету.
Аналитический учет по счету 03 «Бланки строгой отчетности» ведется по каждому виду бланков и местам их хранения в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045), утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 23.09.2005 N 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».
В книге учета бланков строгой отчетности ведется аналитический учет бланков строгой отчетности (квитанционных книжек, бланков удостоверений, бланков трудовых книжек и вкладышей к ним и т.п.) по видам, сериям и номерам с указанием даты получения (выдачи) бланков, условной цены, количества, а также подписи получившего их лица.
На основании данных по приходу и расходу бланков выводится остаток на конец периода.
При ведении книги в документарном виде ее страницы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены гербовой печатью организации, а также подписью руководителя.
В соответствии с п. 40 Постановления с целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее у работодателей ведутся:
а) приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
б) книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Формы указанных книг утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
В приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, которая ведется бухгалтерией организации, вносятся сведения обо всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, с указанием серии и номера каждого бланка.
В книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, которая ведется кадровой службой или другим подразделением организации, оформляющим прием и увольнение работников, регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в них с указанием серии и номера, выданные работникам вновь.
При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы.
Бланки трудовой книжки и вкладыша в нее хранятся в организации как документы строгой отчетности и выдаются лицу, ответственному за ведение трудовых книжек, по его заявке. Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации форма данной заявки не установлена, таким образом, бюджетное учреждение должно установить ее самостоятельно в своем приказе об учетной политике.
По окончании каждого месяца лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, обязано представить в бухгалтерию организации отчет о наличии бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них, с приложением приходного ордера кассы бюджетной организации. Поскольку форма данного отчета не установлена законодательством Российской Федерации, бюджетное учреждение должно само ее определить в приказе об учетной политике. Испорченные при заполнении бланки трудовой книжки и вкладыша в нее подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта.
Трудовые книжки и вкладыши к ним приобретаются бюджетным учреждением по рыночной цене. При выдаче государственному гражданскому служащему (работнику) трудовой книжки и вкладыша в нее с него взимается плата в размере расходов на их приобретение.
Поскольку в соответствии со ст. 39 НК РФ взимание платы за трудовую книжку является реализацией, у бюджетного учреждения возникают обязательства по уплате налога на добавленную стоимость. В соответствии с ч. 3 ст. 41 БК РФ доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, подлежат зачислению в бюджет.
В случае неправильного первичного заполнения трудовой книжки или вкладыша в нее, а также в случае их порчи не по вине государственного гражданского служащего (работника) стоимость испорченных бланков возмещается самим бюджетным учреждением.
Полагаем, что бухгалтерский (бюджетный) учет трудовых книжек должен оформляться следующими бухгалтерскими записями (табл. 1):
При этом приказом об учетной политике, утверждение которой является обязательным в соответствии с ч. 3 ст. 5 и ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете», для организаций любых форм собственности должны быть определены соответствующие субсчета бухгалтерского учета, на которых учитываются бланки строгой отчетности, числящиеся на кассире, а также на иных материально ответственных лицах. В соответствии с п. 1 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» данный документ не распространяется на бюджетные учреждения, однако соответствующий нормативный правовой акт, регулирующий данные вопросы применительно к ним, также отсутствует.
Принятая бюджетным учреждением учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Дальнейшее отражение операций сопряжено с определенными сложностями, поскольку должно включать в себя расчеты по налогу на добавленную стоимость, которые будут определяться разными бухгалтерскими записями в зависимости от вида деятельности (бюджетная или приносящая доход и иная предпринимательская) и будут зависеть от того, является ли бюджетная организация регулярным плательщиком налога на добавленную стоимость по данному виду деятельности, если исходить из того, что взимая плату за трудовую книжку, бюджетное учреждение не оказывает никаких услуг работнику, а только компенсирует свои затраты. Однако оказание населению бюджетным учреждением, входящим в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на него исключительных полномочий в определенной сфере деятельности обязательных услуг в соответствии с подп. 4 ч. 2 ст. 146 НК РФ не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Таблица 1

—————————————————-T————————T———————-¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+—————————————————+————————+———————-+
¦Приобретены трудовые книжки ¦ 1 401 01 226 ¦ 1 302 09 730 ¦
+—————————————————+————————+———————-+
¦Оплачены трудовые книжки ¦ 1 302 09 830 ¦ 1 304 05 226 ¦
+—————————————————+————————+———————-+
¦Оприходованы трудовые книжки на кассира ¦ 03 ¦ ¦
¦(материально ответственное лицо 1 шт. х 1 руб.) ¦ ¦ ¦
+—————————————————+————————+———————-+
¦Списаны трудовые книжки с государственного ¦ ¦ 03 ¦
¦гражданского служащего (работника) отдела кадров ¦ ¦ ¦
L—————————————————+————————+————————

Необходимо отметить, что в соответствии с частями 1 и 2 ст. 171 НК РФ при уплате налога на добавленную стоимость бюджетное учреждение вправе в установленном порядке уменьшить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, на соответствующие налоговые вычеты, основным из которых в данном случае будут являться суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. В соответствии с ч. 1 ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету является счет-фактура.
Не претендуя на окончательную истину, полагаем, что бухгалтерский (бюджетный) учет трудовых книжек, приобретенных за счет средств бюджета может быть отражен следующими бухгалтерскими записями с учетом того, что код операций сектора государственного управления 226, применяемый для приобретения трудовых книжек и вкладышей к ним, должен соответствовать номеру счета бюджетного учета 0 302 09 (табл. 2):

Таблица 2

——————————————————————T———————T———————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+——————————————————————+———————+———————+
¦Приобретена трудовая книжка бюджетным учреждением ¦ 1 401 01 226 ¦ 1 302 09 730 ¦
+——————————————————————+———————+———————+
¦Оплачена поставщику трудовая книжка ¦ 1 302 09 830 ¦ 1 304 05 226 ¦
+——————————————————————+———————+———————+
¦Отражена сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная ¦ 1 210 01 560 ¦ 1 302 09 730 ¦
¦бюджетному учреждению поставщиком ¦ ¦ ¦
+——————————————————————+———————+———————+
¦Списание налога на добавленную стоимость за трудовую книжку, ¦ 1 303 04 830 ¦ 1 210 01660 ¦
¦принятого в качестве налогового вычета в порядке, предусмотренном¦ ¦ ¦
¦налоговым законодательством Российской Федерации ¦ ¦ ¦
+——————————————————————+———————+———————+
¦Начислено государственному гражданскому служащему (работнику) за ¦ 1 205 10 560 ¦ 1 401 01 130 ¦
¦трудовую книжку ¦ ¦ ¦
+——————————————————————+———————+———————+
¦Начислена компенсация затрат государства за приобретение трудовой¦ 1 401 01 130 ¦ 1 303 05 730 ¦
¦книжки без учета налога на добавленную стоимость ¦ ¦ ¦
+——————————————————————+———————+———————+
¦Начислен налог на добавленную стоимость за трудовую книжку ¦ 1 401 01 130 ¦ 1 303 04 730 ¦
+——————————————————————+———————+———————+
¦Получены наличные денежные средства за трудовую книжку в кассу ¦ 1 201 04 510 ¦ 1205 10 660 ¦
¦бюджетного учреждения ¦ ¦ ¦
+——————————————————————+———————+———————+
¦Сданы по объявлению денежные средства за трудовую книжку на ¦ 1 210 03 560 ¦ 1 20104 610 ¦
¦лицевой счет по учету расходов федерального бюджета, открытый в ¦ ¦ ¦
¦органе Федерального казначейства ¦ ¦ ¦
+——————————————————————+———————+———————+
¦Восстановление кассовых расходов на основании выписки из лицевого¦ 1 304 05 226 ¦ 1 210 03 660 ¦
¦счета, открытом в органе Федерального казначейства ¦ ¦ ¦
+——————————————————————+———————+———————+
¦Перечислены в доход федерального бюджета денежные средства за ¦ 1 303 05 830 ¦ 1 304 05 226 ¦
¦трудовую книжку без учета налога на добавленную стоимость ¦ ¦ ¦
+——————————————————————+———————+———————+
¦Осуществлен возврат дебиторской задолженности в размере ¦ 1 302 09 830 ¦ 1 303 04 730 ¦
¦подлежавшего возмещению из бюджета налога на добавленную ¦ 1 303 04 830 ¦ 1 303 05 730 ¦
¦стоимость за трудовую книжку, приобретенную бюджетным учреждением¦ 1 303 05 830 ¦ 1 304 05 226 ¦
¦до 1 января текущего финансового года ¦ ¦ ¦
L——————————————————————+———————+———————

Последняя запись будет иметь место только в том случае, если бюджетное учреждение не воспользовалось своим правом получить возмещение из бюджета уплаченного им поставщикам и подрядчикам налога на добавленную стоимость в соответствующем году либо не приняло к зачету вышеуказанную сумму налога на добавленную стоимость при его исчислении с учетом других проведенных бюджетным учреждением финансово-хозяйственных операций. При этом необходимо отметить, что Инструкция по учету предусматривает возможность сделать запись:
Дебет 1 302 09 830 Кредит 1 303 05 730, однако оплата работником стоимости трудовой книжки по своему экономическому содержанию не будет иметь никакого отношения к возврату дебиторской задолженности поставщиком (подрядчиком). В данном случае речь идет о расчетах по налогу на добавленную стоимость.
При этом для отнесения на финансовый результат налога на добавленную стоимость, полученного за трудовую книжку, приобретенную бюджетным учреждением в текущем финансовом году и выданную работнику, будут делаться следующие бухгалтерские записи:
Дебет 1 302 09 830 Кредит 1 303 04 730
Дебет 1 303 04 830 Кредит 1 401 01 226.
Если бюджетное учреждение не является регулярным плательщиком налога на добавленную стоимость по бюджетной деятельности, то для него может быть более правильным попробовать получить из бюджета в соответствии со ст. 171 и 176 НК РФ возмещение уплаченного им поставщикам и подрядчикам налога на добавленную стоимость.
В данном случае бухгалтерский (бюджетный) учет трудовых книжек, приобретенных за счет средств бюджета, может быть отражен следующими бухгалтерскими записями (табл. 3):

Таблица 3

———————————————————————T——————-T——————-¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Приобретена трудовая книжка бюджетным учреждением ¦ 1 401 01 226 ¦ 1 302 09 730 ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Оплачена поставщику трудовая книжка ¦ 1 302 09 830 ¦ 1 304 05 226 ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Отражена сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная ¦ 1 210 01560 ¦ 1 302 09 730 ¦
¦бюджетному учреждению поставщиком ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Списание налога на добавленную стоимость за трудовую книжку, ¦ 1 303 04 830 ¦ 1210 01660 ¦
¦принятого в качестве налогового вычета в порядке, предусмотренном ¦ ¦ ¦
¦налоговым законодательством Российской Федерации ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Получено возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета ¦ 1 304 05 226 ¦ 1303 04 730 ¦
¦ ¦ 1 302 09 830 ¦ 1 303 04 730 ¦
¦ ¦ 1 303 04 830 ¦ 1 4 01 01 226 ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Начислено государственному гражданскому служащему (работнику) за ¦ 1 205 10 560 ¦ 1 401 01 130 ¦
¦трудовую книжку ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Начислена компенсация затрат государства за приобретение трудовой ¦ 1 401 01 130 ¦ 1 303 05 730 ¦
¦книжки без учета налога на добавленную стоимость ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Начислен налог на добавленную стоимость за трудовую книжку ¦ 1 401 01 130 ¦ 1 303 04 730 ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Получены наличные денежные средства за трудовую книжку в кассу ¦ 1 201 04 510 ¦ 1 205 10 660 ¦
¦бюджетного учреждения ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Сданы по объявлению денежные средства за трудовую книжку на лицевой ¦ 1 210 03 560 ¦ 1 201 04 610 ¦
¦счет по учету расходов федерального бюджета, открытый в органе ¦ ¦ ¦
¦Федерального казначейства ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Восстановление кассовых расходов, на основании выписки из лицевого ¦ 1 304 05 226 ¦ 1 210 03 660 ¦
¦счета, открытом в органе Федерального казначейства ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Перечислены в доход федерального бюджета денежные средства за ¦ 1 303 05 830 ¦ 1 304 05 226 ¦
¦трудовую книжку без учета налога на добавленную стоимость ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Перечислен в доход бюджета налог на добавленную стоимость за ¦ 1 303 04 830 ¦ 1 304 05 226 ¦
¦трудовую книжку ¦ ¦ ¦
L———————————————————————+——————-+———————

Необходимо отметить, что в случае приобретения бюджетным учреждением трудовых книжек за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, бухгалтерский учет будет иным, поскольку не будет включать в себя такие особенности исполнения бюджета, как отнесение дебиторской задолженности текущего финансового года на уменьшение соответствующих расходов и перечисление дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета (табл. 4).

Таблица 4

———————————————————————T——————-T——————-¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Перечислен аванс поставщику за трудовую книжку в размере 100% ¦ 2 206 09 830 ¦ 2 20101610 ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Отражена сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная ¦ 2 210 01560 ¦ 2 302 09 730 ¦
¦бюджетному учреждению поставщиком ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Получена трудовая книжка бюджетным учреждением от поставщика ¦ 2 302 09 830 ¦ 2 206 09 730 ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Отражена стоимость трудовой книжки, полученной от поставщика, без ¦ 2 106 04 340 ¦ 2 302 09 730 ¦
¦учета налога на добавленную стоимость ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Списание налога на добавленную стоимость за трудовую книжку, ¦ 2 303 04 830 ¦ 2 210 01660 ¦
¦принятого в качестве налогового вычета в порядке, предусмотренном ¦ ¦ ¦
¦налоговым законодательством Российской Федерации ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Начислено государственному гражданскому служащему (работнику) за ¦ 2 205 10 560 ¦ 2 40101130 ¦
¦трудовую книжку ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Начислено возмещение затрат за приобретение трудовой книжки без ¦ 2 40101130 ¦ 2 206 04 440 ¦
¦учета налога на добавленную стоимость ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Начислен налог на добавленную стоимость за трудовую книжку ¦ 2 40101130 ¦ 2 303 04 730 ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Получены наличные денежные средства за трудовую книжку в кассу ¦ 2 20104 510 ¦ 2 205 10 660 ¦
¦бюджетного учреждения ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Сданы по объявлению денежные средства за трудовую книжку на лицевой ¦ 2 210 03 560 ¦ 2 20104 610 ¦
¦счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной ¦ ¦ ¦
¦приносящей доход деятельности, открытый в органе Федерального ¦ ¦ ¦
¦казначейства ¦ ¦ ¦
+———————————————————————+——————-+——————-+
¦Отражено поступление средств за трудовую книжку на лицевой счет по ¦ 2 201 01 510 ¦ 2 210 03 660 ¦
¦учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей ¦ ¦ ¦
¦доход деятельности, открытый в органе Федерального казначейства ¦ ¦ ¦
L———————————————————————+——————-+———————

Начисление налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, и отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете его выплаты производятся в установленном порядке.
Необходимо отметить, что если рассматривать трудовые книжки как объекты материального мира, то есть не как услуги, а как материалы (товары), то бюджетное учреждение в своей учетной политике должно выбрать метод определения стоимости трудовых книжек для реализации. Часть 8 ст. 254 НК РФ предусматривает следующие четыре метода оценки:
— метод оценки по стоимости единицы запасов;
— метод оценки по средней стоимости;
— метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
— метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Подробное описание данных методов можно найти в Положении о бухгалтерском учете «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 N 44н, хотя необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 данного документа он не распространяется на бюджетные организации, а также не дает определения метода оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО), что расходится с вышеуказанными положениями НК РФ. При этом пп. 52 и 58 Инструкции по учету предусматривают, что материальные запасы принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации). Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.
Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, будут, прежде всего, суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику, и суммы, уплачиваемые за достав