Об изменениях в сфере оплаты труда работников бюджетного сектора | Статьи | 123-Job.ru

Об изменениях в сфере оплаты труда работников бюджетного сектора


21.03.2010

На протяжении уже целого ряда лет поднимался вопрос о реформировании системы оплаты труда работников бюджетных учреждений. По мнению специалистов, применяемые с 1993 г. условия оплаты труда в данном секторе изжили себя и не отвечают современным требованиям. Главное, они не обеспечивают большую дифференциацию оплаты труда исходя из специфики выполняемых трудовых обязанностей.
Предложения по реформированию были подготовлены, но введение новых условий было отсрочено в связи с тем, что переход на новые принципы не позволял добиться достаточного повышения заработной платы для всех категорий работников. С внесением же с 6 октября 2006 г. изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее по тексту — ТК РФ) было заложена база для преобразований системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
Напомним, что согласно ст. 144 ТК РФ заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется на основе определяемых Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы) по профессиональным квалификационным группам.
Однако внесение изменений в ТК РФ не повлекло за собой с начала 2007 г. каких-либо изменений и оплата труда бюджетников осуществлялась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), хотя тучи над этой схемой продолжали сгущаться. И с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее по тексту — постановление Правительства РФ N 605) ситуация прояснилась, но вопросов о применении новых условий оплаты труда меньше не стало.

Кто будет применять новые условия оплаты труда

На новые условия оплаты труда подлежат переводу все работники федеральных бюджетных учреждений, включая гражданский персонал силовых министерств и ведомств.
Положения постановления Правительства РФ N 605 не касаются следующих категорий работников бюджетного сектора:
— государственных гражданских служащих — их оплата труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», прочих Указов Президента Российской Федерации и принятых в их исполнение внутриведомственных нормативных правовых актов;
— работников, занятых в федеральных государственных органах, но должности которых не отнесены к должностям федеральной государственной гражданской службы — заработная плата рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» и принятых в его исполнение внутриведомственных нормативных правовых актов;
— работников отдельных территориальных и некоторых других органов силовых ведомств — заработная плата определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» и принятых в его исполнение внутриведомственных нормативных правовых актов;
— работников отдельных федеральных государственных учреждений, оплата труда которых осуществлялась на основе ЕТС, — условия их оплаты труда определяются в соответствии с отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации (см., в частности, постановления от 15 мая 2007 г. N 287 «Об оплате труда работников федеральных государственных архивов», от 12 октября 2006 г. N 610 «Об условиях оплаты труда работников федерального государственного учреждения «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации», от 22 декабря 2005 г. N 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», от 6 октября 1994 г. N 1133 «О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации» и др.).

Когда будут применяться новые условия оплаты труда

На новые условия оплаты труда работники бюджетных учреждений должны быть переведены в период с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. При этом конкретные сроки и порядок их введения определяются соответствующими министерствами и ведомствами.
Если учреждение само является главным распорядителем средств федерального бюджета, оно самостоятельно определяет сроки применения новых принципов оплаты труда.
Учитывая недостаточную проработанность и отсутствие необходимой правовой базы, представляется, что новые условия оплаты труда в соответствующих министерствах (ведомствах, учреждениях) будут вводиться в 2008 г.

Что собой представляют новые условия оплаты труда

В соответствии с постановлением Правительства РФ N 605 при применении новых условий оплаты труда заработная плата работников будет складываться из окладов (должностных окладов, ставок заработной платы), выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Заметим, что в условиях ЕТС установлению подлежали также увеличения и повышения оплаты труда. Непонятно, будут ли указанные выплаты включены в перечень компенсационных или стимулирующих выплат. Минздравсоцразвития России поручено в 3-месячный срок утвердить перечень указанных выплат.
Оклады (должностные оклады, ставки заработной платы) согласно новым условиям оплаты труда подлежат установлению по соответствующим профессиональным квалификационным группам. Под ними, согласно ст. 144 ТК РФ понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Критерии отнесения к соответствующим группам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 525. Что касается самих профессиональных групп, то пока что они определены по должностям работников культуры, искусства и кинематографии (приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570), а также по должностям медицинских и фармацевтических работников (приказ Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 526).
В отдельном порядке регулируется заработная плата руководителей бюджетных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров. Заработная плата этих категорий также состоит из должностных окладов и выплат компенсационного и стимулирующего характера. Однако должностной оклад руководителя устанавливается на уровне трехкратного размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого учреждения, а оклады заместителей руководителя и главного бухгалтера, в свою очередь, — на 10-30% ниже должностных окладов руководителя.
Руководителю учреждения стимулирующие выплаты устанавливаются федеральными органами власти (государственным органом, организацией), которым подчинено возглавляемое учреждение.

В каком порядке должен формироваться фонд оплаты труда

Фонд оплаты труда учреждения в условиях применения новых принципов оплаты труда должен формироваться на основе штатного расписания, утверждаемого руководителем учреждения по согласованию с вышестоящим федеральным органом власти (государственным органом, организацией), и объема выделяемых бюджетных ассигнований.
Представляется, что бюджетные ассигнования в любом случае должны превышать фонд оплаты труда исходя из базовых окладов (должностных окладов, ставок заработной платы). Что касается фонда компенсационных и стимулирующих выплат, то постановление Правительства РФ N 605 пока что увязывает его с выделяемыми объемами бюджетных ассигнований и наличествующими средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. И только после 1 января 2010 г. гарантированным является выделение фонда стимулирующих выплат на уровне не менее 30% средств на оплату труда из бюджетных источников.
Фонд компенсационных выплат, вероятнее всего, должен формироваться исходя из сложившихся в учреждении условий труда и норм законодательства, гарантирующих предоставление указанных выплат (вредные условия труда, работа в ночное время и др.).
К сожалению, в постановлении ничего не сказано о планировании средств на осуществление выплат в рамках районного регулирования оплаты труда. Указанные выплаты являются гарантированными, а потому в любом случае фонд оплаты труда должен формироваться с учетом средств, необходимых для осуществления выплат районных коэффициентов (коэффициентов за работу в высокогорных, безводных местностях) и надбавок за стаж работы в отдаленных местностях.
Определенные вопросы вызывает отсутствие каких-либо обоснованных критериев для выделения бюджетных ассигнований на цели оплаты труда. Пока что складывается впечатление, что чем больше учреждение «выбьет» ассигнований у соответствующего распорядителя средств, тем больше будет заработная плата сотрудников. Тем самым вероятна значительная ротация кадров из одной сферы в другую или из одного учреждения в другое — в зависимости от смекалки администрации учреждения или главного распорядителя средств. Наглядно на это указывает приложение к постановлению Правительства РФ N 605, которым определены объемы ассигнований федерального бюджета, предусмотренных соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета. Более оправданной в таком случае была бы величина ассигнований в среднем на одного занятого работающего согласно штатной (а не фактической) численности.

Как быть с озвученным повышением заработной платы
работников бюджетных учреждений с 1 сентября 2007 г.

С назначением нового Правительства Российской Федерации сразу же было озвучено повышение заработной платы работников бюджетного сектора (имелись в виду состоящие на ЕТС) на 15%. Основанием для этого явилось распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2007 г. N 1311-р.
Вместе с тем, повышены на указанное значение оказались не должностные оклады (оклады) согласно ЕТС, а объемы выделяемых соответствующим министерствам (ведомствам, органам, организациям) бюджетных ассигнований. Получается, что если на конец года ощущался недостаток этих средств, то повышение фактически вообще не могло состояться.
Официально повышение должно вылиться в увеличение размера производимых работникам стимулирующих выплат (премий, стимулирующих надбавок и т.п.). Это следует из п. 3 постановления Правительства РФ N 605. При этом в разъяснении, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 19 октября 2007 г. N 660, четко указано, что увеличение оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений с 1 сентября 2007 г. должно быть осуществлено путем установления всем категориям работников стимулирующей надбавки в размере 15% к тарифным ставкам (окладам) по пока еще применяющейся Единой тарифной сетке.
Как представляется, введение данной стимулирующей надбавки является обязательным. При этом необходимо учитывать, что в отличие от обычной выплаты такого рода руководство учреждения не вправе определять случаи для снижения размера выплаты или лишения данной выплаты вовсе. Ведь в таком случае в отношении соответствующих лиц не будет обеспечено требование об увеличении заработной платы.
Кроме того, к сожалению, о заявляемом 15% повышении заработной платы говорить не приходится. Потому что если бы на данное значение увеличивались тарифные ставки (оклады), то это могло бы быть оценено как повышение именно в указанном размере. Но если в таком размере устанавливается отдельная выплата, то фактически можно заявлять только о 5-10% повышении общего уровня заработной платы (в зависимости от того, какую долю в ее общей сумме составляет тарифная основа).

Уточнение порядка выплаты денежного
содержания государственным служащим

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 были приняты долгожданные Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее по тексту публикации — Правила). Данные Правила определяют порядок расчета денежного содержания за те периоды, за которые ранее за государственными служащими в установленном порядке сохранялся средний заработок.
Особый интерес представляют положения Правил, согласно которым за время нахождения в оплачиваемом отпуске, в командировке и за иные схожие периоды отсутствия на службе за государственным гражданским служащим по определенным правилам сохраняется денежное содержание, а не средний заработок.
До вступления в силу Правил, а именно до 18 сентября 2007 г., за все соответствующие периоды государственным гражданским служащим должен выплачиваться средний заработок, определяемый в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213. На это, в частности, было указано в письме Минздравсоцразвития России от 8 декабря 2006 г. N 10033-17.
При расчете среднего заработка согласно общеустановленным правилам не учитывались суммы начисленной в расчетном периоде материальной помощи и наоборот — учитывались суммы единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Применялся расчетный период в 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, с которым было связано исчисление среднего заработка.
Заметим, что принятые Правила регулируют вопросы исчисления денежного содержания только федеральных государственных гражданских служащих. Вопросы исчисления денежного содержания гражданских служащих, занимающих должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами соответствующих органов государственного управления субъектов Российской Федерации.
Отдельные разъяснения по применению Правил даны в письме Минздравсоцразвития России от 15 ноября 2007 г. N 3495-17.

Состав денежного содержания
государственных гражданских служащих

Напомним, что в соответствии с положениями ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 79-ФЗ) денежное содержание гражданских служащих состоит из:
— оклада месячного денежного содержания, включающего месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы (должностного оклада) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин);
— дополнительных выплат, включающих:
— ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
— ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
— ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
— ежемесячное денежное поощрение;
— премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
— материальную помощь, выплачиваемую за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
— единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
— выплат в рамках районного регулирования оплаты труда, включающих:
— районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и (или) коэффициент за работу в высокогорных районах;
— процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
До 20 сентября 2007 г. указанные выплаты производились за фактически отработанное служебное время. За такие периоды, как нахождение в ежегодном оплачиваемом отпуске; профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации или стажировка; в служебная командировка и т.п., за гражданскими служащими сохранялся средний заработок.
С принятием Правил во всех случаях за гражданским служащим сохраняется денежное содержание. При этом за отдельные периоды оно исчисляется по специальному порядку, регламентированному Правилами.
По отдельным должностям, а также за отдельные периоды денежное содержание также рассчитывается по специальным правилам. Например, по отдельным должностям гражданской службы устанавливается денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. В дополнение к денежному вознаграждению могут выплачиваться премии и ежемесячное (ежеквартальное) поощрение.
Размеры выплачиваемых в настоящее время должностных окладов, окладов за классный чин и ежемесячного денежного поощрения определяются в соответствии с положениями Указов Президента Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что размеры окладов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» были проиндексированы с 1 января 2007 г. в 1,1 раза и с 1 декабря 2007 г. — в 1,15 раза.
Размеры дополнительных выплат определяются представителями нанимателя в пределах утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ и внутриведомственными нормативными правовыми актами.

Пример 1. Определим размер ежемесячного денежного содержания (из расчета за полностью отработанный месяц до 1 декабря 2007 г.) лица, занимающего должность начальника отдела в одном из управлений Федеральной налоговой службы.
Согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы (Указ Президента РФ от 31.12.05 N 1574) данная должность относится к ведущей группе должностей категории «специалисты». В установленном порядке служащему присвоен классный чин «Советник налоговой службы Российской Федерации II ранга», что согласно Указу Президента РФ от 09.06.06 N 577 соответствует классному чину «советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса».
Предположим, что согласно распоряжениям руководителя соответствующего ранга служащему установлены следующие ежемесячные выплаты:
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе (стаж на 01.01.07 составляет 7 лет 5 мес.) — 15% должностного оклада;
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы — 100% должностного оклада;
— ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, — 20% должностного оклада;
— премия за выполнение особо важных и сложных заданий — в размере 1/12 годовой суммы денежных средств, предусматриваемых в фонде оплаты труда для данной выплаты по соответствующей должности.
Сумма денежного содержания за полностью отработанный месяц составит 21 765 руб. 33 коп., в том числе:
— из расчета должностного оклада — 4 070 руб. (размер оклада определен Указом Президента РФ N 763 в размере 3 700 руб., с учетом его индексации с 01.01.07 в 1,1 раза составит 4 070 руб./мес.);
— из расчета оклада за классный чин — 1 155 руб.;
— из расчета ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет — 610 руб. 50 коп. (4 070 руб. х 15%);
— из расчета ежемесячной надбавка за особые условия гражданской службы — 4 070 руб. (4 070 руб. х 100%);
— из расчета ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, — 814 руб. (4 070 руб. х 20%);
— из расчета ежемесячной премии — 870 руб. 83 коп. ((4 070 руб. + 1 155 руб.) х 2 / 12, где 2 — количество окладов денежного содержания, предусматриваемых в фонде оплаты труда на цели выплаты премии);
— из расчета ежемесячного денежного поощрения — 10 175 руб. (4 070 руб. х 2,5, где 2,5 — размер поощрения, предусмотренный Указом Президента РФ N 763).
В установленном порядке с исчисленных сумм денежного содержания удерживается налог на доходы физических лиц.

Денежное содержание за период оплачиваемого отпуска

В соответствии со ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим предоставляются основные оплачиваемые отпуска и дополнительные оплачиваемые отпуска.
С 18 сентября 2007 г. за период нахождения гражданского служащего в оплачиваемых отпусках за ним сохраняются следующие выплаты:
— оклад денежного содержания;
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
— ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
— ежемесячное денежное поощрение;
— премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск;
— материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Сложив воедино перечисленные суммы, получим месячное содержание гражданского служащего, учитываемое при расчете «отпускных». Непосредственно размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,4 (среднемесячное количество календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что государственному служащему с 24 сентября 2007 г. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 40 календарных дней.
Для исчисления денежного содержания за период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске необходимо:
— исчислить ежемесячные выплаты, учитываемые при расчете денежного содержания, включая должностной оклад, оклад за классный чин, надбавку за выслугу лет, надбавку за особые условия гражданской службы, надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение — 20 894 руб. 50 коп. (4 070 руб. + 1 155 руб. + 610 руб. 50 коп. + 4 070 руб. + 814 руб. + 10 175 руб.);
— учесть 1/12 часть начисленных за период с 24 сентября 2006 г. по 23 сентября 2007 г. премий и материальной помощи (согласно установленному в ведомстве порядку материальная помощь выплачивается в размере двух окладов денежного содержания, а премии — ежемесячно) — 1 741 руб. 66 коп. ((870 руб. 83 коп. х 12 мес. + (4 070 руб. + 1 155 руб.) х 2) / 12 мес.);
— исчислить учитываемое при расчете оплаты отпуска денежное содержание — 22 636 руб. 16 коп. (20 894 руб. 50 коп. + 1 741 руб. 66 коп.);
— определить сумму денежного содержания за время предоставленного оплачиваемого отпуска — 30 797 руб. 50 коп. (22 636 руб. 16 коп. / 29,4 х 40 календарных дней отпуска).
Необходимо учитывать, что в примере исчислена максимально возможная сумма денежного содержания за отпуск, так как количество премий может быть меньше 12, а материальная помощь может быть и не начислена в учитываемом периоде.
Если гражданский служащий в расчетном периоде проработал меньше 12 месяцев (только принят на государственную службу и др.), премии и материальная помощь все равно должны приниматься к расчету как 1/12 начисленных сумм (см. письмо Минздравсоцразвития России от 15 ноября 2007 г. N 3495-17). Если в расчетном периоде начислено две материальные помощи, они обе должны учитываться при расчете денежного содержания за отпуск.
Иные выплаты при расчете денежного содержания не учитываются. Это, в частности, относится и к выплачиваемым на основании Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов» ежемесячных надбавок за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя.
На исчисленное в установленном порядке денежное содержание за отпуск начисляются коэффициенты и процентная надбавка к заработной плате за работу в отдаленных местностях. Данная норма созвучна с ранее применявшейся, согласно которой средний заработок рассчитывался, в том числе, с учетом начислений за расчетный период районных коэффициентов и процентных надбавок. Кроме того, согласно письму Минздравсоцразвития России от 13 октября 2006 г. N 5673-17 районный коэффициент и надбавка начисляются на все выплаты, включаемые в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих, включая суммы материальной помощи.

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что к заработной плате гражданского служащего выплачиваются районный коэффициент в размере 1,5 и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 40%.
Сумма денежного содержания за время предоставленного оплачиваемого отпуска составит 58 515 руб. 25 коп. (30 797 руб. 50 коп. х 1,9).
В отличие от прежней методики, при расчете оплаты за отпуск учитывается материальная помощь, но не учитывается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. При этом вторая выплата, как правило, меньше по размеру, чем материальная помощь.
Однако премии согласно новой методике могут учитываться в меньшем значении, так как от одного до двух месяцев в году приходятся на период отпуска, за который премии не выплачиваются. Ранее же премии рассчитывались только за фактическое время работы, то есть в большем размере.
Средний заработок за время нахождения гражданских служащих в оплачиваемых учебных отпусках, а также при расчете компенсации за неиспользованный отпуск должен рассчитываться в таком же порядке, как при оплате ежегодных отпусков (см. письмо Минздравсоцразвития России от 15 ноября 2007 г. N 3495-17).

Денежное содержание за период служебной командировки

В соответствии с п. 5 Правил за время служебной командировки за государственными гражданскими служащими сохраняется денежное содержание за весь период командировки как за фактически отработанное время.
При этом сохраняемое денежное содержание включает в себя:
— оклад денежного содержания;
— ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
— ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
— ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
— ежемесячное денежное поощрение.
Сумму денежного содержания за время служебной командировки рекомендуется определять путем деления исчисленного денежного содержания на количество рабочих дней по графику работы в соответствующем календарном месяце и умножением на количество рабочих дней, приходящихся на время командировки.

Пример 4. Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что с 1 по 10 октября 2007 г. гражданский служащий находился в служебной командировке. На данный период времени приходится 8 рабочих дней.
Для определения суммы денежного содержания за время командировки необходимо:
— исчислить ежемесячные выплаты, учитываемые при расчете денежного содержания, включая должностной оклад, оклад за классный чин, надбавку за выслугу лет, надбавку за особые условия гражданской службы, надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение — 20 894 руб. 50 коп. (4 070 руб. + 1 155 руб. + 610 руб. 50 коп. + 4 070 руб. + 814 руб. + 10 175 руб.);
— определить сумму денежного содержания за время служебной командировки — 7 267 руб. 65 коп. (20 894 руб. 50 коп. / 23 рабочих дня в октябре 2007 г. х 8 рабочих дней, приходящихся на время командировки).
Из-за того, что при расчете денежного содержания за время служебной командировки не учитываются премии и единовременная выплата к отпуску, начисленная сумма может быть меньше среднего заработка. Хотя свое влияние могут оказывать и иные факторы.
На исчисленную в рассмотренном порядке сумму денежного содержания за время служебной командировки начисляются коэффициенты и процентная надбавка за стаж работы в отдаленных местностях.

Денежное содержание за период профессиональной
подготовки и повышения квалификации

В соответствии с п. 5 Правил на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки за гражданским служащим сохраняется денежное содержание за весь период подготовки обучения (стажировки) как за фактически отработанное время.
Расчет денежного содержания должен производиться в порядке, аналогичном расчету оплаты труда за время служебной командировки.

Денежное содержание за период
урегулирования конфликта интересов

Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона N 79-ФЗ представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы, что означает не допускать к исполнению должностных обязанностей, гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от должности.
Рассчитывается денежное содержание в данном случае в таком же порядке, что и при оплате периода служебной командировки.

Денежное содержание за период служебной проверки

Служебная проверка проводится с целью определить, допущены ли гражданским служащим проступки и нарушения, за которые к нему могут быть применены предусмотренные дисциплинарные взыскания.
При этом по решению представителя нанимателя сам гражданский служащий на время проведения служебной проверки может быть временно отстранен от замещаемой должности с сохранением за этот период денежного содержания. На это указано в ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ.
Расчет денежного содержания за период служебной проверки осуществляется в таком же порядке, как расчет оплаты за время служебной командировки.

Денежное содержание при увольнении с федеральной
государственной гражданской службы в связи с реорганизацией
или ликвидацией федерального государственного органа,
изменением его структуры либо сокращением должностей

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему должна быть выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Соответствующие нормы закреплены в п. 9 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ.
Как установлено в п. 8 Правил, месячное денежное содержание для расчета указанной суммы исчисляется исходя из следующих установленных гражданскому служащему на дату расторжения служебного контракта сумм:
— оклад денежного содержания;
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
— ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
— ежемесячное денежное поощрение;
— 1/12 суммы премий за выполнение особо важных и сложных заданий, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате расторжения служебного контракта;
— 1/12 суммы материальной помощи, фактически начисленной в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате расторжения служебного контракта.
В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания премии и материальная помощь также учитываются в размере 1/12 выплат, фактически начисленных за отработанное время.

Пример 5. Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что с 15 октября 2007 г. гражданский служащий увольняется со службы в связи с реорганизацией государственного органа. При увольнении ему должна быть выплачена компенсация в размере 4-месячного денежного содержания.
Для исчисления компенсации необходимо:
— исчислить ежемесячные выплаты, учитываемые при расчете денежного содержания, включая должностной оклад, оклад за классный чин, надбавку за выслугу лет, надбавку за особые условия гражданской службы, надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение — 20 894 руб. 50 коп. (4 070 руб. + 1 155 руб. + 610 руб. 50 коп. + 4 070 руб. + 814 руб. + 10 175 руб.);
— учесть 1/12 часть начисленных за период с 15 октября 2006 г. по 14 октября 2007 г. премий и материал