Проблемы подготовки в ВУЗах кадров бухгалтеров и аудиторов на новом витке реформ*(1) | Статьи | 123-Job.ru

Проблемы подготовки в ВУЗах кадров бухгалтеров и аудиторов на новом витке реформ*(1)


21.03.2010

Произошедшие в 1990-е гг. кардинальные перемены в социально-экономических отношениях в нашей стране и переход России на рыночную модель экономики потребовали внести концептуальные изменения в систему подготовки экономистов в вузах, что нашло отражение в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, которые были введены в действие в 1996 г., и в особенности в стандартах, по которым вузы страны работают с 2000 г. и по настоящее время.
Существенные перемены в содержании образования коснулись всех экономических специальностей, но наиболее значительными они были по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», которая является наиболее крупной среди всех вузовских специальностей, по которым ведется подготовка кадров высшей квалификации.
При реформировании стандартов по специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 1996 г. были внесены следующие изменения:
— каждая четвертая учебная дисциплина была заменена новой;
— внесены принципиальные коррективы в содержание всех остальных учебных дисциплин;
— перераспределено учебное время между циклами учебных дисциплин в пользу специальных предметов;
— введены пять специализаций;
— предложена новая система контроля и оценки знаний студентов;
— усилены требования к более широкому использованию современных образовательных технологий;
— созданы дополнительные условия для приобретения студентами в период учебы практических навыков в своей будущей профессии за счет увеличения учебного времени, выделяемого на практику;
— повышены требования к кадровому обеспечению учебного процесса, прежде всего профессорско-преподавательским составом;
— введен целый ряд других норм, направленных на улучшение качества подготовки бухгалтеров и аудиторов.
Однако следует заметить, что отдельные из этих, безусловно, положительных явлений мы в силу проводимых в стране не до конца продуманных реформ в образовании можем потерять уже в ближайшее время, если не будем вести наступательной борьбы с негативными ее аспектами.
Жизнь, конечно, не стоит на месте. Меняющаяся бизнес-среда, появление новых направлений в развитии экономики и множество других факторов создают потребность и необходимость в периодическом пересмотре государственных образовательных стандартов.
В последнее время в мире наблюдается и ярко выраженная тенденция к усилению международной стандартизации бухгалтерского образования. Профессия бухгалтеров и аудиторов относится к числу тех, по которым, как известно, установлены конкретные международные требования к профессиональному мастерству лиц, занимающихся данной работой. Международная федерация бухгалтеров недавно подготовила и опубликовала 8 новых международных образовательных стандартов, которые вступили в действие в 2005-2006 гг. Совет по торговле и развитию ООН одобрил в 2003 г. новый Типовой учебный план подготовки профессиональных бухгалтеров, подготовленный Межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности. Россия два года назад присоединилась к числу стран, одобривших болонскую декларацию, и она была принята в ее ряды. Все эти обстоятельства привели к необходимости разработки новых государственных образовательных стандартов по специальности. Созданием этих стандартов рабочая группа (более 20 человек) из ведущих профессоров и докторов экономических наук из базовых вузов страны занимается уже более двух лет. Ею разработаны проекты стандартов для двух уровней подготовки студентов (бакалавр, магистр), которые обсуждались трижды на заседаниях Учебно-методического совета по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». По этим вопросам проводились дискуссии на страницах журналов и в других изданиях. Следует заметить, что разработанные проекты стандартов полностью соответствует современным международным образовательным программам по подготовке специалистов по бухгалтерскому учету.
Окончательными вариантами проектов государственных образовательных стандартов являются: бакалавр по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и магистр по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Они были одобрены на выездном заседании Учебно-методического совета по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» более года назад и направлены в Минобрнауки России, которое вывесило их на свой веб-сайт. Однако решения по ним министерство до сих пор не приняло. Более того, во втором квартале 2006 г. Минобрнауки России сделало несколько шагов в направлении решения данной проблемы, которые вызвали лишь озабоченность вузовской общественности.
То есть разработанные проекты новых государственных образовательных стандартов как по подготовке бухгалтеров и аудиторов, так и другим специальностям оказались, по сути дела, проигнорированными.
Работы по созданию стандартов были начаты с нуля, т.е. заново. Минобрнауки России создало рабочую группу, состав которой, по мнению автора, весьма далек от идеального, поскольку в ней отсутствуют профессионалы по многим важным направлениям образования. Перед ней был поставлен ряд задач, среди которых и такие как:
— резко сократить количество специальностей в вузах России (число последних должно составлять 120 — 140,сейчас их более 800).
— установить основные параметры стандартов по каждой специальности (направлению).
Данная рабочая группа представила новый сокращенный вариант перечня специальностей (около 140). Анализ его показал, что он более чем спорный. В нем мало логики и он не адекватен действительности и перспективам развития рынка труда. Так, вместо нынешних различных экономических специальностей предлагалось оставить одну с двумя уровнями подготовки студентов:
— бакалавр по экономике;
— магистр по экономике.
Согласиться с такими подходами, конечно же, было нельзя. Поэтому Учебно-методическое объединение по группе экономических наук предложило Минобрнауки России провести встречу. Согласие было достигнуто. Навстречу, состоявшуюся 08.06.2006 в министерстве, была направлена делегация во главе с председателем УМО, доктором экономических наук, профессором А.Г. Грязновой. В ее состав вошли также О.В. Голосов, А.Д. Шеремет, В.Г. Гетьман, Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелов, представители из ряда других ведущих вузов страны (МГИМО; Санкт-Петербургского университета экономики и финансов; РГЭА им. Г.В. Плеханова и др.). Члены делегации высказали руководству департамента Минобрнауки России свои возражения против такого подхода.
Автору статьи также довелось выступить и изложить взгляды по данному вопросу. В частности, в выступлении было приведено множество аргументов, показывающих порочность взятого Минобрнауки России подхода к изданию новых стандартов применительно к нашей специальности, а также заявлено, что если руководство Минобрнауки России, не дай Бог, «протолкнет» свои идеи, то оно даже не представляет себе, какой урон нанесет стране и ее сфере образования.
По мнению автора, в министерстве к приведенным доводам делегации УМО прислушались, но нельзя сказать, что до конца. Однако в ходе данной встречи все-таки удалось убедить Минобрнауки России выделить в перечне направлений кроме «Экономики» еще хотя бы одно направление, связанное с подготовкой в вузах экономистов, — это направление «Прикладная экономика».
По направлению «Экономика» должны подготавливаться студенты, специализирующиеся в области экономической теории, национальной экономики, и т.п., а по направлению «Прикладная экономика» должны подготавливаться бухгалтеры; аудиторы; финансисты, финансовые аналитики и др.
Теперь осталось убедить Минобрнауки России, что в рамках направления «Прикладная экономика» студентов следует обучать не по единому стандарту (образовательной программе), а в разрезе специальностей: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы», «Международные экономические отношения» и др.
Такой подход позволяет не только более рационально расходовать средства на подготовку экономистов, но он отвечает мировой практике. Во многих странах бакалавров экономики в вузах готовят по конкретным специальностям. Если проанализировать информацию, приведенную в Интернете, то там, к примеру, ссылок на бакалавров по бухгалтерскому учету можно найти более 42 тысяч.
В Минобрнауки России еще не до конца прониклись этой идеей. Серьезную озабоченность вызывает и то обстоятельство, что его рабочая группа пытается в разрабатываемых стандартах установить недостаточно обоснованное распределение учебного времени между циклами учебных дисциплин. Цикл специальных дисциплин ею формируется по остаточному принципу. Между тем в действительности, как это принято в вузах стран с развитой рыночной экономикой, все должно быть наоборот. Цикл специальных профилирующих дисциплин, дающих профессиональные знания выпускнику, должен быть в образовательном стандарте основным. В тех параметрах стандарта, которые предложила рабочая группа Минобрнауки России, невозможно подготовить не только бухгалтера-профессионала, но даже рядового счетовода, поскольку на цикл учетно-аналитических дисциплин приходится в нем в 4,5 раза меньше учебного времени, чем выделено сейчас в действующем стандарте. Об этом представителями УМО было прямо заявлено на проходившей встрече в Минобрнауки России.
Создание нормального, соответствующего духу времени государственного образовательного стандарта — это архисложная и весьма трудоемкая работа. Когда разрабатывался стандарт, действующий в настоящее время, то были проведены исследования по широкому кругу вопросов в нескольких десятках отечественных вузов, а также изучен непосредственно в ведущих вузах Запада опыт подготовки студентов, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита, и все передовое нашло отражение в отечественном стандарте. Материалы исследований, связанных с его созданием, составили девять томов, которые переданы в Национальный фонд подготовки кадров (НФПК).
Аналогичный подход должен быть и при создании новых стандартов, а не тот командно-административный, который взят сейчас на вооружение Минобранауки России.
Хотелось бы надеяться, что здравый смысл в этом деле восторжествует, тем более что во время встречи в Минобрнауки РФ была достигнута договоренность о дополнительном включении в ее рабочую группу заместителя председателя УМО, профессора О.В. Голосова, который и должен отстаивать мнение УМО, используя опыт Финансовой академии, которая сейчас выполняет работы по международному образовательному проекту «Создание каскадной модели подготовки и переподготовки бухгалтеров в России». Соглашение о его реализации было подписано во время визита Президента РФ В.В. Путина в Королевство Нидерландов в ноябре 2005 г. Данный проект рассчитан на два года. Его цель — создать единую систему и стандарты обучения бухгалтеров: колледж — ВУЗ — послевузовская регулярная переподготовка.
Выполняя этот проект совместно с западными коллегами, сотрудники Финансовой академии стремятся к тому, чтобы наши образовательные учебные программы по подготовке бухгалтеров и аудиторов и впредь находились на уровне международных, и мы могли поставлять квалифицированных выпускников в различные сферы народного хозяйства.
Приходится сожалеть лишь об одном, что российская сторона пока что не выделила средств на реализацию данного проекта.
В середине июня 2006 г в Болгарии (в г. Варна) проходило совещание работников образования стран ЕС, на котором обсуждались вопросы гармонизации процессов подготовки экономистов в вузах в свете Болонского процесса. На указанном совещании присутствовал и г-н Нено Павлов, ректор Свиштовской хозяйственной академии, который сказал, что вузы стран ЕС предполагают подготавливать бакалавров по экономике с учетом специальностей, т.е. в дипломах выпускников будет указано: бакалавр по экономике в области бухгалтерского учета, бакалавр экономики по финансам и т.д. Это лишний довод в пользу того, что новые образовательные стандарты бакалавров по экономике и у нас должны быть подготовлены в разрезе специальностей. Нынешний перечень последних может быть в разумных пределах сокращен (за счет узких специальностей). Однако такое «ужатие» их списка не должно затрагивать массовые экономические специальности, имеющие характерную особенность и специфику в подготовке по ним кадров. К числу их, безусловно, относится и специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Создание новых образовательных стандартов — весьма важная, но не единственная проблема, которую надо решать.
В частности, кроме нее необходимо:
— усилить контроль за качеством подготовки студентов в вузах;
— изменить систему лицензирования, аттестации и аккредитации вузов и специальностей;
— пересмотреть систему и величину оплаты труда в сфере образования, поднять ее до уровня не передовых западных стран, а хотя бы СНГ (Казахстана, Украины).
К примеру, если в России указ Президента РФ Ельцина Б.Н. остался бумажной фикцией, требование которого никто не собирается выполнять, то на Украине удалось реализовать его идеи на деле:
— установить, чтобы средняя заработная плата в сфере образования была выше в два раза, чем в промышленности;
— индексировать потери вкладов населения, произошедшие в начале 90-х гг. ХХ в., причем по реальному курсу доллара США;
— принять закон, согласно которому работникам образования, имеющим ученую степень и звание, достигшим пенсионного возраста, пенсия начисляется в размере 90% от фактически получаемой ими величины заработной платы; в результате она у наших коллег нередко составляет 700 дол. США и выше в месяц.
На Украине приняли целый ряд других законов, направленных на повышение социальной защиты педагогов. Они в данной сфере приравнены к госслужащим. И это на Украине, у которой ресурсов гораздо меньше, чем у нас в России. Педагоги России оказались, так сказать, не только забытыми богом, но и покинутыми, а точнее, «кинутыми» властью. И эта недальновидная политика ставит под угрозу будущее страны, ее безопасность. Нам надо более активно бороться за свои права. Тем более, что и в России в сфере бизнеса есть на кого равняться. К примеру, возьмем ОАО «ГМК «Норильский никель». У них существует несколько планов с установленными выплатами. В рамках утвержденных годовых бюджетов компания предоставляет работникам, удовлетворяющим установленным критериям, и кандидатуры которых одобрены руководством, возможность участия в одной из следующих программ:
— программа «Шесть пенсий», по условиям которой вышедший на пенсию работник получает ежемесячное пособие в размере шести государственных пенсий в течение двух лет после выхода на пенсию;
— программа «Пожизненная профессиональная пенсия», по условиям которой вышедший на пенсию работник получает ежемесячное пособие в размере двух государственных пенсий пожизненно;
— программа «Солидарная корпоративная пенсия», по условиям которой вышедший на пенсию работник получает ежемесячное пособие в размере 1/150 от общей величины так называемого стартового и встречного капиталов пожизненно. Стартовый капитал представляет собой сумму 21 тыс. руб., скорректированную с учетом ряда факторов: общий стаж работы, уровень заработной платы и пр. Встречный капитал представляет собой суммы отчислений, которые будут произведены компанией, в размере 3% от заработной платы, начисленной за период участия работника в плане.
У компании ОАО «ГМК «Норильский никель» установлен и целый ряд других социальных пособий и льгот работникам. Следует заметить, что ОАО «ГМК «Норильский никель» не одинок среди компаний, у которых существует серьезная социальная защита своих работников. Педагоги России на их фоне, по образному выражению одного из наших соотечественников, действительно выглядят как рабы на галерах, прикованные цепями к их веслам. И такая цепь — это действующая система оплаты труда. Нам трудно или вообще не дано понять, почему в образовании, так же, как и в других госбюджетных сферах, государство строго регулирует заработную плату работников, причем установив ее на смехотворно низком уровне. А в бизнесе, в ОАО, где государство имеет контрольный пакет акций, — этого почему-то не делает. В результате нередко члены руководящего состава таких компаний получают за день зарплату, величина которой превышает годовую заработную плату профессора вуза. В остальных компаниях, т.е. где государство не распоряжается контрольным пакетом акций, картина еще более удручающая. В цивилизованном обществе таких перекосов быть не должно.
Государству необходимо также:
— изменить систему финансирования расходов на образование, изучить опыт Швеции и других скандинавских стран и привнести многое из него в отечественную практику. В Швеции, к примеру, стипендия студента в 4 — 5 раз выше, чем заработная плата российского профессора, выплачиваемая за счет средств государства;
— повернуть бизнес лицом к образованию — перейти от разовых (случайных) подачек к полномасштабному системному финансированию бизнесом расходов, связанных с подготовкой кадров.
Одним словом, власти не стоило бы забывать, что у нашего российского народа, помимо всего прочего, как подметил еще Федор Достоевский, «высшая и самая характерная черта — это чувство справедливости и жажда ее».
Перечень проблем, решение которых практически невозможно без внесения в проводимую государством внутреннюю экономическую политику серьезных корректив, можно было бы без особых затрат труда значительно расширить. Однако следует подробнее остановиться на вопросах, непосредственно связанных с учебным процессом, которые придется в ближайшее время реализовывать.
Независимо от того, когда закончится эпопея с утверждением новых государственных образовательных стандартов для бакалавров и магистров, необходимо уже сейчас вплотную заняться уточнением содержания примерных учебных программ по базовым специальным дисциплинам. Прежние, как известно, были созданы и утверждены в министерстве в 2000 г. Поэтому они нуждаются в дополнениях и изменениях.
К тому же действующие учебные программы для специалистов надо скорректировать подуровни образования (бакалавр, магистр). В данном случае речь идет о следующих учебных программах:
А. Для уровня бакалавра:
1. Принципы и основы бухгалтерского учета.
2. Теория экономического анализа.
3. Бухгалтерский финансовый учет.
4. Бухгалтерский управленческий учет.
5. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.
6. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету.
7. Аудит.
8. Бухгалтерская финансовая отчетность.
9. Бухгалтерское дело.
Б. Для уровня магистра:
1. Система международных стандартов финансовой отчетности.
2. Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудиторов.
3. Бизнес-игры.
4. Анализ финансовой отчетности.
5. Теории и модели бухгалтерского учета.
6. Анализ и оценки рисков.
7. Контроль и ревизия.
8. Практический аудит.
Эти дисциплины мы включили в федеральный компонент проектов стандартов. И если последние будут утверждены, то УМС по специальности придется представить в Минобрнауки России для утверждения и Примерные учебные программы по каждой из этих дисциплин. По ним уже написаны так называемые дидактические единицы. Их составили члены нашей рабочей группы, подготавливавшие проекты 3-го поколения государственного образовательного стандарта. УМС планирует и предполагает подготовку данных учебных программ поручить их авторам и членам рабочей группы. Кто составлял дидактические по ним единицы. Другие из вас, кто также пожелает принять участие в их разработке, либо готовы предложить альтернативные варианты последних, должны нам в течение 1-2 дней сообщить об этом. Мы планируем на заключительном нашем заседании объявить наименование вузов и конкретных исполнителей, ответственных за подготовку данных учебных программ.
Фамилии их авторов будут указаны в титрах. И они в своих документах на избрание (переизбрание) на должность, и в других случаях на полном основании смогут писать, что разработали Примерную учебную программу по такой-то дисциплине для вузов России. Согласитесь, что это с моральной точки зрения — немалая награда. Что касается материальной, то о ней не могу ничего пока что сказать, так как средств на разработку данных документов никто, к сожалению, не выделял. Однако на практике, несмотря на отличное обстоятельство, никто за нас с Вами делать эту работу не будет.
Далее, нам желательно объединить усилия и для разработки учебных программ по дисциплинам специализаций, курсам по выбору и факультативам, указанным в проекте новых стандартов. В частности, по следующим учебным курсам:
А) Для бакалавров:
1. Основы научных исследований.
2. Маркетинговый анализ.
3. Концепции и анализ денежных потоков.
4. Налоговый учет и отчетность.
5. Трансформация бухгалтерской отчетности российских предприятий в соответствии с международными стандартами.
6. Бухгалтерская мысль и балансоведение.
7. Функционально-стоимостный анализ.
8. Институциональная среда и современные концепции бухгалтерского учета.
9. Контроллинг.
10. Внутрифирменные стандарты аудита.
11. Финансовый анализ.
12. Инвестиционный анализ.
13. Сегментальный анализ бизнеса.
14. История бухгалтерского учета.
15. Введение в проектный анализ.
16. и др.
Б) Для магистров:
Здесь, как известно, в проекте стандарта предусмотрено 7 специализаций, в каждой из которых по 5 — 10 и более учебных дисциплин. Отдельные из них были и в действующем стандарте, другие — новые. Перечень учебных программ, которые надо переработать или создать в разрезе каждой из специализаций, выглядит так:
Специализация 1: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансовых организациях)».
1. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы.
2. Бухгалтерский учет и анализ в условиях антикризисного управления предприятием (организацией).
3. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности.
4. Учет на предприятиях малого бизнеса.
5. Анализ хозяйственной деятельности в отраслях.
6. Особенности учета в торговле.
7. Стратегический анализ.
Специализация 2: «Учет, анализ и аудит в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях».
1. Бухгалтерский учет в коммерческих банках.
2. Анализ деятельности коммерческих банков.
3. Аудит коммерческих банков.
4. Учет и анализ в условиях антикризисного управления коммерческими банками.
5. Бухгалтерский учет в страховых организациях.
6. Анализ и аудит в страховых организациях.
7. Бухгалтерский учет у профессиональных участников рынков ценных бумаг
Специализация 3: «Учет, анализ и аудит в бюджетных организациях».
1. Экономика бюджетных организаций.
2. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях.
3. Анализ деятельности бюджетных организаций.
4. Контроль и ревизия в бюджетных организациях.
5. Учет и контроль доходов и расходов бюджетов.
6. Международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе.
Специализация 4: «Финансовый аналитик»
1. Институциональный анализ.
2. Финансовый анализ.
3. Анализ фондового рынка.
4. Анализ денежных потоков и финансовое прогнозирование.
5. Инновационно-инвестиционный анализ.
6. Финансовый анализ эффективности и устойчивости бизнес-процессов.
7. Анализ и оценка стоимости предприятий и акций.
8. Оперативный анализ и тактические решения.
9. Экологический анализ.
Специализация 5: «Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности».
1. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности предприятий.
2. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий.
3. Аудит внешнеэкономической деятельности. Кроме того, наши коллеги с других кафедр должны будут по этой специализации разработать учебные программы еще по 6 следующим специальным дисциплинам:
4. Международное право.
5. Международные финансы.
6. Международная валютная система.
7. Международные экономические отношения.
8. Международные валютно-кредитные отношения.
9. Профессиональный иностранный язык (второй).
Специализация 6: «Бухгалтерский учет, контроль налогообложения и судебно-бухгалтерская экспертиза».
1. Налоговый учет и отчетность в организациях.
2. Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы.
3. Бухгалтерский учет и контроль налогообложения нерезидентов.
4. Аудит налогообложения.
5. Судебно-бухгалтерская экспертиза.
Кроме того, сложные кафедры должны будут разработать учебные программы по следующим четырем специальным дисциплинам:
6. Налоговые системы зарубежных стран.
7. Налоговое администрирование.
8. Организация и методика налоговых проверок.
9. Налоговое консультирование.
Специализация 7: «Профессиональная педагогика и научно-исследовательская деятельность».
1. Методика преподавания профилирующих дисциплин.
2. Курс углубленного изучения бухгалтерской (финансовой) отчетности и бухгалтерского учета в отдельных отраслях.
3. Курс углубленного изучения бухгалтерского управленческого учета.
4. Курс углубленного изучения аудиторской деятельности.
Кроме того, смежные кафедры должны по этой специализации разработать еще 7 учебных программ по следующим дисциплинам:
5. Педагогика.
6. Культура речи и ораторское искусство.
7. Науковедение.
8. Курс углубленного профессионального английского языка.
9. Курс углубленного изучения налогообложения.
10. Курс углубленного изучения правового обеспечения хозяйственной деятельности.
11. Курс углубленного изучения финансово-хозяйственной деятельности и финансового управления.
Таким образом, общее количество специальных курсов по 7 специализациям, указанным в проекте государственного образовательного стандарта, составило 58. По каждому из них наша рабочая группа подготовила дидактические единицы. На их основе должны быть составлены «Примерные учебные программы».
Кроме специальных курсов, в данном проекте имеется довольно широкий набор курсов по выбору и факультативов. Среди них — и дисциплины профилирующего характера. В частности, «Учет, анализ и аудит объектов интеллектуальной собственности», «Инновационный и инвестиционный анализ», «Учет и анализ в управлении качеством» и др.
Общее число профилирующих дисциплин, по которым необходимо подготовить новые или переработать старые Примерные учебные программы для двух уровней образования (бакалавр; магистр), составляет 98. Одному какому-либо, даже ведущему, вузу нашей страны выполнить этот объем работ невозможно. Поэтому объединение наших усилий в рассматриваемой сфере является единственным путем решения данной проблемы.
Такая практика, напомню, была реализована наделе прошлый раз, когда мы разрабатывали ныне действующий стандарт. Нам совместными усилиями удалось подготовить и издать 72 учебные программы, по всем профилирующим дисциплинам, которыми смогли пользоваться все пожелавшие вузы России.
Мы ждем от вас предложений с желанием заняться этой работой. Срок их подачи 1-2 дня. Мы надеемся, что вы примете самое активное участие в данной работе. Со своей стороны, планируем на базе поступивших от Вас заявок, составить и огласить на заключительном заседании проект координационного плана разработки рассматриваемых учебных материалов.
Далее, помимо учебных программ необходимо постоянно обновлять и другие компоненты учебного модуля по каждой дисциплине. В частности, учебники и различные учебные пособия по ней
и их компьютерные версии (если они имеются); разнообразные задания для проведения аудиторной и внеаудиторной работы студентов (кейсы; деловые игры, и т.п.), контрольно-обучающие программы; программы для текущего и итогового контроля знаний студентов; вспомогательный учебный материал (в т.ч. различный раздаточный материал для студентов, включая тезисы лекций), видеоматериалы и многое другое.
Мы надеемся, что в своих выступлениях Вы поделитесь новинками и достижениями в этих областях, которые появились у Вас в последнее время. С одной стороны, такая информация нужна, для того чтобы ознакомить УМС с ними, а с другой — чтобы ваш опыт можно было пропагандировать и тиражировать в других вузах. Если говорить о Финансовой академии при Правительстве РФ, и в частности о кафедре бухгалтерского учета, то в текущем году кроме тех учебных материалов, о которых уже говорилось на мартовской конференции, мы создали дополнительно:
1. Новую версию электронного экзамена по «Теории бухгалтерского учета»;
2. Версию электронного экзамена по «Бухгалтерскому учету»;
3. Электронную версию для текущего контроля знаний студентов по «Международным стандартам финансовой отчетности». Сейчас заканчиваются ее испытания и отладка;
4. 4-е переработанное издание учебника «Финансовый учет»;
5. Учебные материалы для использования мультимедийной техники. В прошлом учебном году подавляющая часть штатных преподавателей нашей кафедры использовали ее на лекциях. В текущем году должны применять ее все. В противном случае окажутся не аттестованными и не будут рекомендованы к переизбранию на должность на новый срок.
Мы этому вопросу уделяем особое внимание, поскольку применение мультимедийной техники резко повышает информативность лекций и практических занятий и позволяет их проводить на качественно ином, более высоком уровне. Без нее немыслимы современные образовательные технологии.
Следующий этап в наших планах предполагает, что все видеоматериалы, как это делается во многих западных вузах, студенты будут получать (приобретать) до лекции (занятии), что позволит еще больше повысить их КПД.
Правда, следует заметить, что создание данных учебных материалов требует дополнительных затрат труда преподавателей и других лиц, связанных с их подготовкой. Однако, как показывает опыт, «игра стоит свеч».
Учебно-методический Совет по специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в рабочие месяцы, прошедшие после последней нашей встречи в расширенном составе в марте 2006 г., занимался и другими делами. В частности, провели третий заключительный тур Всероссийского смотра — конкурса дипломных работ. Этот ежегодный конкурс уже 3-й по счету. На него поступили 38 дипломных работ из 11 региональных центров (из 34 вузов), занявших 1 — 3-е места во 2-м туре на региональных конкурсах. Жюри на своем заседании 25 мая 2006 г. подвело итоги конкурса и определило его победителей. В состав жюри входили 14 человек, в т.ч. 11 представителей от региональных центров (по одному от каждого), из которых 9 присутствовали на последнем заседании жюри. Среди них Ткач В. И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой (Ростовский ГСУ), Шешукова Т.Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой (Пермский ГУ), Попова Л.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой (Орловский ГТУ), кандидаты экономических наук, доценты: Восходова И.Н. (Красноярский ГТЭИ), Дедюхина Н.В. (Санкт-Петербургский институт экономики и управления), Кривецкая Т.П. (РГЭА им. Плеханова, г. Москва), Саталкина Е.В. (Оренбургский ГУ), Якимец О.Н.(ГСХА им. Тимирязева, г. Москва). Каждому члену жюри была предоставлена возможность ознакомиться со всеми дипломными работами, поступившими на 3-й тур. Они в течение нескольких дней, предшествующих заседанию жюри, рассматривали их и оценивали каждую. Заметим, работали весьма активно и продуктивно. В результате всестороннего анализа дипломных работ жюри на своем заседании единогласно приняло следующее решение: признать призерами 12 дипломных работ. Среди них присудить:
1-е место — 2 работам;
2-е место — 4 работам;
3-место — 6 работам.
Кроме того, еще 41 работа отмечена как занявшая 4-е место.
Список призеров III Всероссийского смотра-конкурса дипломных работ по специальности 08.01.09 выглядит так:
1-е место:
1. Меретина О.В., Финансовая академия при Правительстве РФ, «Анализ структуры капитала коммерческой организации»;
2. Тараканова А.А., Орловский ГТУ, «Управленческий учет по товарной издержкоемкости (на материалах ЗАО «Научприбор»).
2-е место:
1. Тяжков А.С, С-Петербургский ГУЭФ, «Учет совместной деятельности в соответствии с МСФО (на материалах ОАО «Ломоносовский ФЗ»;
2. Крохичева В.В., Ростовский ГСУ, «Учет резервной системы на предприятии»;
3. Лазарева Е.А., Красноярский ГТЭИ, «Анализ чувствительности в налоговом планировании (на материалах ООО ПКФ «Крепость»)»;
4. Гольдберг Ю.Б., Пермский ГУ, «Комплексная оценка эффективности учетной политики»; 3-е место:
1. Сутурина Е.А., РЭА им. Плеханова, «Учет и отчетность при несостоятельности (банкротстве) организаций»;
2. Мещерякова Е.В., Тюменский ГУ, «Анализ обоснованности тарифов ЖКХ»;
3. Толмац Г.В., Уральский социально-экономический институт, «Анализ кредитоспособности заемщика»;
4. Ляшенко С.В., Оренбургский ГУ, «Учет и анализ затрат, включаемых в себестоимость продукции на примере ОАО «Криолит»;
5. Матчинов В.А, Калужский ф-л МГСХА им. Тимирязева, «Учет и анализ эффективности использования государственной помощи в ФГУП»;
6. Черепанова Е.Н., Марийский ГТУ, «Особенности учета и аудита при осуществлении реорганизации предприятия на примере ОАО «Металлорг».
4-е место:
1. Карасева М.Н., Ростовский ГЭУ (РИНХ), «Организация, содержание и методы учета и анализа затрат на производство и калькулирование себестоимости промышленной продукции»;
2. Попов А.А., Вятская ГСХА, «Учет и аудит денежных сред