Производственное обучение и повышение разряда | Статьи | 123-Job.ru

Производственное обучение и повышение разряда


21.03.2010

Расходы на повышение квалификационного и образовательного уровня работников — самый эффективный вид капиталовложения, оптимальная инвестиционная политика, а не обуза для бюджета предприятия.
Система повышения квалификации рабочих должна быть прекрасно организована в плане соответствия программ обучения текущим и будущим потребностям компании, оснащена на высоком техническом уровне (это тем более важно, что освоение большинства современных специальностей попросту немыслимо без специального технического и программного обеспечения) и — разумеется! — являться частью цельной стратегии компании.

Индикаторы потребности в обучении работников

Если на предприятии возникла потребность в профессиональной подготовке кадров, специалисту кадровой службы или сотруднику подразделения, которому вменена обязанность обучения персонала, необходимо предпринять следующие шаги:
1. Определить, обучение какого вида необходимо работникам.
2. Определить форму профессиональной подготовки.
3. Определить, где обучение будет происходить.
4. После этого необходимо определиться со сроком обучения.
С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:
подготовку новых работников (первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии);
переподготовку (переобучение) работников (освоение новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства);
повышение квалификации работников (обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям).
В отношении специалистов и руководителей обучающая функция предприятия проявляется, прежде всего, в организации повышения их квалификации.
Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост профессионального мастерства.
Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им, прежде всего, нужно для производственной деятельности.
Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост профессионального мастерства.
Индикатором, свидетельствующим о необходимости повышения квалификации рабочих, служит наметившееся снижение среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ. Поэтому систематическому анализу должны подвергаться существующая и требуемая квалификационные структуры рабочих кадров. Прежде всего, необходим анализ причин сложившегося положения — изменения в технике и технологии выполнения работ, ставящего перед рабочим задачу их освоения.
Другим индикатором может быть рост бракованной по вине рабочего продукции.
Поскольку одной из форм повышения квалификации является освоение смежных профессий, анализу должна быть подвержена рациональность использования рабочей силы по квалификации, использование фонда рабочего времени, возможности устранения его потерь.

Виды повышения квалификации

Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает производственно-технические курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии, школы по изучению передовых методов работы.
Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создаются в целях повышения производственных умений и технических знаний рабочих до необходимого уровня, в целях повышения квалификации рабочих (разряда, класса и т.п.) в пределах данной профессии и специальности.
Задача курсов по обучению вторым и смежным профессиям видна из самого названия. Однако следует иметь в виду одну их особенность. Если исходить из сути повышения квалификации, когда повышается разряд рабочего (или профессиональное мастерство в пределах разряда) по имеющейся у рабочего профессии (специальности), то освоение других профессий вроде бы не имеет отношения к повышению квалификации. Но все дело в том, что это за профессии и с какой целью они осваиваются. Если рабочий осваивает смежные профессии, т.е. находящиеся в тесной связи с основной, — это можно рассматривать как повышение его квалификации, универсализма, условие применения более рациональных форм организации труда при работе по своей прежней профессии.
Если же осваиваются далекие друг от друга профессии (вторые, третьи и т.д.), такое обучение ближе к переподготовке кадров (освоение профессий про запас).
Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые передовиками, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.
Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача — краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.

Формы и сроки обучения

Необходимость повышения квалификации обусловлена различными причинами, поэтому оно может быть организовано в различных формах и быть рассчитано на различные сроки. Так, процесс обучения, направленный на повышение квалификации, может быть осуществлен с отрывом и без отрыва от производства (система вечернего и заочного образования, самостоятельное освоение образовательных программ и т.п.), само обучение может быть рассчитано на долгосрочный и краткосрочный варианты.
Сроки обучения при повышении квалификации обусловлены ее задачами. Так, если целью является улучшение производственных умений и технических знаний для получения более высоких тарифных разрядов в соответствии с требованиями производства, то ее реализация происходит на производственно-технических курсах для каждой учебной группы. Продолжительность обучения устанавливается индивидуально в пределах от трех месяцев (если подготовка проходит с отрывом от работы) до шести (без отрыва от производства). На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов.
Если на предприятии возникла необходимость в изучении новой техники, оборудования, технологии, то на курсах целевого назначения на это должно быть отведено не менее 20 часов.
Освоение необходимых знаний и производственное обучение (т.е. время ученичества), в соответствии со ст. 203 ТК РФ, не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующего возраста, профессии. Поэтому продолжительность профессиональной подготовки, например, работника в возрасте до 18 лет, согласно статье 92 ТК РФ, не может превышать 36 часов в неделю, так же как и работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда (сварщиков, маляров и т.п.).

Квалификационная комиссия

Порядок присвоения рабочим квалификационных разрядов предусмотрен пунктами 10-21 Общих положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30, ред. от 17.04.2009 ).
Вопрос о присвоении или повышении разряда (класса, категории) рабочему рассматривается квалификационной комиссией предприятия, созданной приказом работодателя. Председателем комиссии назначается лицо, определяемое работодателем. Членами комиссии могут быть назначены:
начальник кадровой службы;
работник, выполняющий функции по профессиональному обучению рабочих на производстве;
начальник (представитель) отдела труда и заработной платы;
инженер по охране труда;
руководитель соответствующего подразделения предприятия.
При необходимости в состав комиссии могут включаться высококвалифицированные специалисты родственных предприятий и организаций, преподаватели, мастера производственного обучения учебных заведений профессионального образования, представители профсоюзной организации.
На небольших предприятиях и в организациях, где нет возможности создать комиссию по присвоению разрядов рабочим, такое присвоение разрядов может производиться квалификационными комиссиями, созданными в учебных заведениях соответствующего профиля.
Нормы, которые регламентируют работу квалификационной комиссии, могут составлять отдельный локальный акт («Положение о квалификационной комиссии») или быть самостоятельной частью правового документа («Положение об аттестации»). При этом содержательная сторона Положения должна включать в себя такие пункты, как:
количественный и персональный состав комиссии;
ее полномочия;
порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;
решения, принимаемые по результатам аттестации и т.п.
Если профессиональная подготовка работника проходит на базе предприятия, то на специалиста, отвечающего за нее, часто возлагают ответственность за обеспечение необходимых условий для проведения экзаменов:
разработку проекта положения о квалификационной комиссии;
сбор заявлений от работников об обучении;
ведение протокола и т.п. Основанием к началу функционирования квалификационной комиссии является подача заявления самим работником и представления (характеристики, ходатайства) на сотрудника руководителем соответствующего подразделения, цеха, отдела.

Квалификационные экзамены

Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Причем они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение. Цель квалификационных экзаменов — определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им:
квалификационные разряды; классы;
категории по соответствующим профессиям.
Для того чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения.
Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии.
Рабочий, которому присваивается или повышается квалификационный разряд, должен в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой соответствующего разряда устно ответить на вопросы по разделу «Должен знать» и самостоятельно выполнить отдельные работы, приведенные в разделах «Характеристика работ» и «Примеры работ». При этом квалификационной комиссией также учитывается результат прохождения курсов повышения квалификации работника.
В разделе «Должен знать» излагаются основные требования к квалификации рабочего, необходимые для качественного выполнения работ, приведенных в разделе «Характеристика работ».
Работник должен ответить на вопросы, вытекающие из требований к общему уровню профессиональных знаний, в частности, знание своих должностных обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка, знание положений, инструкций и других руководящих материалов, правил и норм по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил пользования средствами индивидуальной защиты, знание требований, предъявляемых к качеству выполняемых работ, требований по рациональной организации труда на рабочем месте.
По ряду профессий рабочих, выполняющих работы повышенной сложности и тарифицируемых, как правило, 6-м разрядом и выше, в разделе «Должен знать» установлены требования к наличию среднего специального образования, а по отдельным профессиям — требования к стажу работы и наличию специальной подготовки.
Работник при присвоении более высокой квалификации кроме работ, перечисленных в его тарифно-квалификационной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками работников более низкой квалификации, а также руководить работниками более низких разрядов этой же профессии.
За две недели до начала экзамена претенденту мастером, начальником цеха выдается наряд-документ, который устанавливает задание на исполнение работ и содержит их перечень, нормы расходования времени на их выполнение и т.д.
В качестве пробных работ выбирают те, которые:
соответствуют определенным параметрам:
уровню заявленной квалификации, нормам выработки, принятым в организации;
характерны для данного предприятия;
по своей продолжительности не превышают 1 смены и т.д.
Прежде чем работник приступит к квалификационной работе, мастер должен разъяснить порядок и условия ее выполнения. После этого в наряде записывается время ее начала. После ее выполнения фиксируется окончание.
Задания рабочему должны даваться в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) в разделе «Примеры работ». При этом если в нем предусмотрено несколько видов работ по одной и той же профессии, проба производится по той, которую выбрал работник.
После проведения устной проверки знаний работника Комиссия:
оценивает уровень профессиональной подготовленности работника, основываясь на тарифно-квалификационных требованиях по рассматриваемому квалификационному разряду;
определяет уровень сложности выполняемых работником работ и конкретные условия труда данного работника;
определяет степень участия работника в решении задач, поставленных перед соответствующим структурным подразделением;
оценивает эффективность выполняемой работником работы;
оценивает личностные качества работника.
Квалификационный экзамен считается несданным:
если работник не продемонстрировал навыки и знания, требуемые квалификационной характеристикой;
если не были выполнены нормы выработки во время пробной работы;
если был допущен брак по вине экзаменуемого;
если были нарушены требования безопасности труда или отсутствовали знания о них.
Работнику, получившему неудовлетворительную итоговую оценку, могут быть установлены дополнительные сроки производственного обучения, по истечении которых решается вопрос о повторном допуске к сдаче квалификационного экзамена.
По результатам вышеуказанных оценок с учетом представленных документов Комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии работника требованиям тарифно-квалификационных характеристик заявленного квалификационного разряда и присвоении работнику данного квалификационного разряда;
о несоответствии работника требованиям тарифно-квалификационных характеристик заявленного квалификационного разряда.
Решение комиссии принимается простым большинством голосов открытым голосованием. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу работника.
Решение комиссии, принимаемое в присутствии работника, сообщается работнику сразу после голосования.
Следует отметить, что присвоение рабочему квалификационного разряда (класса, категории) должно производиться с учетом уровня сложности выполняемых им работ, имеющихся на данном предприятии.
По итогам проведенного экзамена квалификационная комиссия принимает решение о присвоении рабочему квалификационного разряда (класса, категории).

Документационное подтверждение повышения квалификации

Решение комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя, в соответствии с которым рабочему присваивается квалификационный разряд (класс, категория).
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (с изм. на 31.03.2003) государственное образовательное учреждение дополнительного повышения квалификации, а также прошедшее аккредитацию негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:
удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.
Присвоение разряда (класса, категории) по профессии в установленном порядке заносится в трудовую книжку работника.

Переводим или присваиваем разряд?

Присвоение разряда с юридической точки зрения может быть как переводом, так им и не являться.
Согласно статье 72 ТК РФ, переводом считается:
изменение трудовой функции или изменение существенных условий трудового договора.
Если после присвоения работнику нового разряда ему поручают выполнять работу в соответствии с ним, то фактически у него меняется трудовая функция, а значит — это, с юридической точки зрения, является переводом. Однако ситуация может быть и иной: работнику присвоили более высокий разряд, но на новое место работы его не перевели.
С точки зрения логики и здравого смысла, конечно же, в первом случае в трудовой книжке должна быть запись о переводе, а во втором — лишь о повышении разряда. Лица, отстаивающие данную позицию, рассуждают следующим образом. Различие формулировок записи в трудовой книжке при установлении разряда, класса и т.п. обусловлено тем, что присвоение квалификации рассматривается как обыкновенное подтверждение нового уровня знаний и навыков, не имеющее отношения к изменению трудовых функций. Иначе говоря, человек мог повысить разряд (на курсах, в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования), но при этом не работать в соответствии с ним, т.е. работник продолжает выполнять тот же объем и содержание работы, что и до обучения. В данной ситуации если запись о повышении разряда и делается, то она приравнивается к записи об обучении. Но если сотрудник после профессионального обучения приступил к выполнению работы в соответствии с полученным квалификационным уровнем, то, по мнению некоторых специалистов кадровых служб, это как раз тот случай, когда речь идет о переводе с соответствующим документальным оформлением.
Однако если мы обратимся к Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69, то узнаем, что «если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись». Установленная форма, однако, не прилагается, и иллюстративная запись отсутствует. А ниже приводится пример записи об установлении работнику другой профессии и квалификации — «Установлена вторая профессия «Электросварщик» с присвоением 3 разряда». Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение разряда (класса, категории) в трудовой книжке должно отражаться формулировкой «Присвоен». В некоторых случаях специалисты кадровых служб, опровергая данное утверждение, апеллируют к унифицированным формам, где не предусмотрен бланк приказа о присвоении разряда (категории), но есть приказ о переводе. А поскольку Правила ведения и хранения трудовых книжек, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (ред. от 19.05.2008), требуют соблюдения формулировки приказа при внесении записи в трудовую книжку, то изменение квалификационного разряда зачастую оформляется как перевод.
Уместно напомнить, что предложенные Госкомстатом унифицированные бланки учитывают далеко не все ситуации, касающиеся учета кадров на предприятиях. Поэтому в некоторых случаях допустимо применение произвольной формы приказа, как, в частности, приказа о присвоении разряда. Поэтому, вероятно, правильной будет запись в трудовой книжке о присвоении разряда, категории, класса (независимо от статуса работника — рабочий или служащий) со следующей формулировкой: «Присвоен 5 разряд слесаря механосборочных работ» или «присвоена 1 категория инженера-конструктора».
У некоторых специалистов кадровых служб возникает вопрос, надо ли в случае присвоения разряда оформлять дополнительное соглашение к трудовому договору.
Изменение существенных условий трудового договора возможно только по соглашению сторон и только в письменной форме. Соответственно, если работник после присвоения ему разряда начал выполнять иную функцию, нежели та, которая была у него прописана в договоре, то делать дополнительное соглашение, в котором будут указаны новые условия (квалификация, содержание работы, оклад), необходимо.
Однако повышение квалификации, не повлекшее за собой никаких изменений в его профессиональной деятельности, можно рассматривать лишь как показатель того, что работник приобрел новые знания и навыки. В этом случае дополнительного соглашения к трудовому договору делать не надо: существенные условия трудового договора остались неизменны.

Процедура документального оформления присвоения разрядов (классов)

1. Основанием для рассмотрения тарифно-квалификационной комиссией вопроса о присвоении или повышении рабочему разряда является личное заявление рабочего (примерная форма 1) и представление руководителя соответствующего подразделения (начальника цеха, участка) (примерная форма 2). В представлении необходимо отразить следующие сведения: период работы по профессии, достижения в работе, профессиональные навыки, личностно-деловые качества, ходатайство о присвоении или изменении квалификационного разряда (класса), наличие вакансии в штатном расписании по предлагаемому разряду (классу).
2. Тарифно-квалификационная комиссия производит оценку теоретических знаний рабочего посредством устного или письменного опроса (теста), а также практических умений и навыков на примере отдельного выполненного рабочим практического (пробного) задания.
3. Для проведения квалификационных экзаменов, тарифно-квалификационной комиссией разрабатываются и утверждаются председателем комиссии экзаменационные билеты, которые должны содержать не более 3-4 теоретических вопросов. Краткое наименование и характеристика практического (пробного) задания представляется в тарифно-квалификационную комиссию в письменном виде за 2 дня до проведения квалификационного экзамена за подписью руководителя подразделения и исполнителя задания. Организация предоставления в тарифно-квалификационную комиссию документов, необходимых для проведения тарификации, является обязанностью руководителя соответствующего подразделения.
4. Заседание тарифно-квалификационной комиссии проводится по мере необходимости и считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Заседание комиссии ведет ее председатель, а при его отсутствии — заместитель, который назначается из членов комиссии. Решение об оценке деятельности рабочего и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии решение принимается в пользу экзаменуемого работника.
5. По итогам проведенного экзамена тарифно-квалификационная комиссия оформляет на каждого экзаменуемого:
экзаменационный лист (примерная форма 3);
заключение на квалификационную (пробную) работу (примерная форма 4);
заключение о достигнутом рабочим уровне квалификации (примерная форма 5);
свидетельство об установлении рабочему квалификационного разряда (класса) (примерный образец 6).
6. Решение Комиссии, ход заседания и результаты голосования отражаются в протоколе заседания Комиссии (примерная форма 7), оформление которого осуществляется секретарем Комиссии. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, присутствовавшими на заседании.
Протоколы заседания ТКК должны храниться в течение 15 лет.
7. Присвоение разряда (класса, категории) по профессии заносится в трудовую книжку работника (примерные образцы 8, 9).
8. Повышение квалификации работника, не повлекшее за собой никаких изменений в его профессиональной деятельности, можно рассматривать лишь как показатель того, что работник приобрел новые знания и навыки. В этом случае дополнительного соглашения к трудовому договору делать не надо: существенные условия трудового договора остались неизменны.
Однако если работник после присвоения ему разряда начал выполнять иную функцию, нежели та, которая была у него прописана в договоре, то делать дополнительное соглашение, в котором будут указаны новые условия (квалификация, содержание работы, оклад), необходимо (примерная форма 10).
Изменение существенных условий трудового договора возможно только по соглашению сторон и только в письменной форме.
9. Следует помнить, что в ТК РФ право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям, реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. В главе 32 ТК РФ впервые введено такое понятие, как «ученический договор».
ТК РФ устанавливает 2 вида ученических договоров в зависимости от того, с кем они заключаются.
Работодатель имеет право заключить с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение. Этот договор является не трудовым договором, а гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права.
С работником данной организации может заключаться ученический договор на переобучение без отрыва от работы. Этот договор является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 198 ТК РФ).
В ст. 199 ТК РФ определены общие требования к содержанию любого ученического договора вне зависимости от того, заключается ли он с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации. Ученический договор должен содержать: наименование сторон;
указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником;
обязанность работодателя обеспечить работника возможностью обучения в соответствии с ученическим договором;
обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Заключается договор в письменной форме в двух экземплярах. Один из них передается ученику, а другой хранится у работодателя (ст. 200 ТК РФ).
Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение срока, необходимого для обучения данной профессии, специальности, квалификации (ст. 201 ТК РФ). В срок действия ученического договора не включаются период временной нетрудоспособности ученика, а также время исполнения учеником государственных и общественных обязанностей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами (например, прохождение военных сборов). В этих случаях действие договора продлевается на соответствующий срок.
В течение срока действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон.
Работники, проходящие обучение, могут полностью освобождаться от работы по трудовому соглашению либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени. В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством.
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации. Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам, сверх установленной стипендии (ст. 204 ТК РФ).
Установлено также, что лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается (ст. 207 ТК РФ). В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
В ТК РФ отмечается, что на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст. 205 ТК РФ), кроме того, ученический договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным для расторжения трудового договора (ст. 208 ТК РФ).
Форма типового ученического договора представлена ниже (примерная форма 11).
В современных условиях необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК РФ, трудовым и ученическим договором, иными нормативными правовыми актами.

Примерная форма 1

В тарифно-квалификационную
комиссию ОАО «Меридиан»
от________________________
(фамилия, имя, отчество)
_________________________
(профессия, место работы)

Заявление

Прошу принять экзамен на _____________________ квалификационный разряд
(класс, профессия)
______________________________________________________________________

С Положением о порядке присвоения и изменения квалификационных разрядов
(классов) рабочим ОАО «Меридиан» ознакомлен(а).
Наличие квалификационного разряда (класса)
_______________________________________________________________________

Основанием для повышения квалификационного разряда (класса) считаю
следующие результаты работы:
_______________________________________________________________________

Сообщаю о себе следующие сведения: образование (какое, когда
образовательное учреждение окончил, полученная специальность,
квалификация)__________________________________________________________

стаж работы в ОАО «Меридиан» _______ (по данной профессии) _______ лет,
с данным квалификационным разрядом (классом) _____________________ лет;
стаж работы в данном подразделении ____________________________________
наличие наград, званий ________________________________________________

Сведения о повышении квалификации______________ (_____________________)
(подпись) (расшифровка фамилии)

«_ » _______________ 200_ г.

Рекомендую к повышению квалификации

Должность подпись И.О. Фамилия
«__ » ______________ 200_ г.

Примерная форма 2

Представление
на присвоение квалификационного разряда (класса)

_____________________________________________________________________
наименование разряда (класса)
______________________________________________________________________
Ф.И.О. полностью
______________________________________________________________________
профессия
______________________________________________________________________
наименование цеха, участка, группы структурного подразделения
______________________________________________________________________
дата и год рождения
______________________________________________________________________
образование
______________________________________________________________________
стаж работы в ОАО «Меридиан»
______________________________________________________________________
достижения в работе
______________________________________________________________________
профессиональные навыки, личностно-деловые качества

Ходатайство о присвоении квалификационного разряда (класса)
______________________________________________________________________
наличие вакансии в штатном расписании по предлагаемому разряду (классу)

Начальник цеха (участка, группы, отделения) подпись Ф.И.О.

Примерная форма 3

Экзаменационный лист

Ф.И.О. _______________________________________________________________
Место работы _________________________________________________________
Профессия ___________________________________________________