Вместо ЕСН — страховые взносы | Статьи | 123-Job.ru

Вместо ЕСН — страховые взносы


21.03.2010

Итак, свершилось. Единый социальный налог, просуществовав несколько лет, вновь уступил место страховым взносам во внебюджетные фонды. С 2010 года именно данные взносы надо будет начислять на выплаты и вознаграждения физическим лицам. Делать это придется в соответствии с недавно принятым Федеральным законом N 212-ФЗ*(1) (далее — Закон о страховых взносах).
Глава 24 НК РФ признана утратившей силу (п. 2 ст. 24 Федерального закона N 213-ФЗ*(2)), и ЕСН исключен из перечня федеральных налогов, приведенного в ст. 13 НК РФ (п. 27 ст. 36 Федерального закона N 213-ФЗ).
Федеральный закон N 213-ФЗ принят вместе с Законом о страховых взносах. Безусловно, замена ЕСН на страховые платежи повлекла внесение многочисленных изменений (они перечислены в «сопровождающем» законе) в другие законодательные акты. Кроме того, сюда же включены напрямую не связанные с введением страховых взносов изменения: в расчете пособий, предусмотренных законодательством о социальном страховании, сдаче индивидуальных сведений по персонифицированному учету и многое другое. Подробнее об этом будет рассказано в следующем номере журнала.
Также в следующем номере можно будет прочитать об администрировании страховых взносов, которое во многом повторяет порядок администрирования налогов, описанный в ч. 1 НК РФ.
Вообще законодатели не стали изобретать велосипед, основные принципы отчислений из фонда оплаты труда на страхование также очень напоминают те, которые были прописаны в Налоговом кодексе в отношении ЕСН. Мы не будем затрагивать тему политической и социальной значимости замены ЕСН страховыми взносами. Остановимся только на тех изменениях, которые надо будет учесть бухгалтерам в своей работе.

От ЕСН к страховым взносам

В статье 1 Федерального закона N 165-ФЗ*(3) определено, что отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются данным федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Так, в ст. 2 Закона о пенсионном страховании*(4) указывается, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на ОПС, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим законом. То есть на практике именно этот закон регулировал уплату и начисление пенсионных взносов, исключая почти весь порядок взыскания недоимки и пеней, относительно которого применялся НК РФ.
Теперь порядок исчисления, уплаты и контроля за страховыми взносами как в ПФ РФ, так и в ОМС и ФСС (кроме отчислений, связанных с несчастными случаями и производственными травмами) будет регулироваться Законом о страховых взносах. Соответствующие положения указанных законов отменены (п. 1а ст. 21, п. 1 ст. 27 Федерального закона N 213-ФЗ).
Тем не менее уплата страховых взносов в каждый из фондов имеет свои особенности, которые законодатели решили оставить в сфере действия соответствующих законов. В то же время по-прежнему в отдельном федеральном законе*(5) будут полностью регулироваться правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Закон о страховых взносах определяет плательщиков страховых взносов, объект обложения такими взносами и базу для их начисления, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, расчетный и отчетный периоды, тарифы, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов.
Напомним, что, помимо ЕСН, в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о пенсионном страховании налоговая служба контролирует правильность исчисления и уплату страховых взносов на ОПС. Теперь она будет отстранена от какого-либо контроля за начислением и уплатой страховых взносов. Эта обязанность возложена на ПФ РФ не только в отношении пенсионных взносов, но также и по обязательному медицинскому страхованию. Всю необходимую информацию, в том числе копии расчетов, представленных страхователями, ПФ РФ передает в ФФОМС.
ФСС контроль за «своими» взносами не доверил никому, он же, как и прежде, следит за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и выплатой страхового обеспечения в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ*(6).

Небольшие изменения в понятиях

При анализе понятийного аппарата, приведенного в ст. 2 Закона о страховых взносах и имеющего лишь небольшие отличия от содержащегося в Налоговом кодексе (ст. 11 и 38 НК РФ), обращает на себя внимание следующее. Налоговый кодекс поясняет, что для признания подразделения организации обособленным рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Но в Законе о страховых взносах сказано так: обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. То есть из буквального прочтения данной формулировки следует, что закон разделяет понятия стационарности и длительности срока оборудования рабочего места. В результате могут возникать вопросы и споры по поводу того, какое же рабочее место считать стационарным в целях Закона о страховых взносах.
Напомним, что именно такие обособленные подразделения исполняют обязанности организации по уплате ЕСН, а также по представлению расчетов по данному налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения (п. 8 ст. 243 НК РФ). Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, налог централизованно рассчитывает и перечисляет головная организация по месту своего учета (см., например, письма Минфина России от 22.05.2009 N 03-04-06-02/38, от 07.05.2009 N 03-04-06-02/35).
Кроме того, нам показалось существенным отсутствие в Законе о страховых взносах положения, аналогичного приведенному в п. 1 ст. 11 НК РФ*(7). Не приведет ли это к тому, что трактовать понятия, не расшифрованные Законом о страховых взносах, каждая сторона страховых взаимоотношений будет по-своему, что вызовет многочисленные споры.
Уплата ЕСН подразумевает уплату именно налога, который, правда, уменьшается, в частности, на сумму начисленных за соответствующий период страховых взносов на ОПС (п. 2 ст. 243 НК РФ). Теперь предметом уплаты будут являться именно страховые взносы, которые ст. 2 Закона о страховых взносах определяет как возмездный обязательный платеж, уплачиваемый плательщиками страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда. Новое определение практически соответствует приведенному в ст. 3 Закона о пенсионном страховании, однако, за исключением взносов в Пенсионный фонд, данный платеж характеризуется не как индивидуально возмездный, а как возмездный.

Кто уплачивает страховые взносы?

В пункте 1 ст. 5 Закона о страховых взносах сказано, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения*(8) физическим лицам:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) лица, не производящие выплаты физическим лицам, — индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Этот список практически идентичен приведенному в ст. 6 Закона о пенсионном страховании и п. 1 ст. 235 НК РФ, однако его можно назвать минимальным, так как в п. 2 ст. 5 Закона о страховых взносах указано, что федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться и иные категории плательщиков страховых взносов (страхователей).
Так, в целях Закона о пенсионном страховании частные детективы и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям, а физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с пп. 1, 2 и 5 п. 1 ст. 29 того же закона, приравниваются к страхователям.
Закон о страховых взносах не вводит особого порядка регистрации страхователей. Контроль осуществляется каждым фондом на основании данных об их учете (регистрации) в территориальных органах соответствующего фонда (ст. 6 Закона о страховых взносах):
— в ПФ РФ (ст. 11 Закона о пенсионном страховании) по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
— в ФСС (ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ).

Объект и база

Объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаны выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведение, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения (п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах).
Если вознаграждение по договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачивается индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой, но только не выплачивающим вознаграждений другим физическим лицам (!) (дана ссылка на пп. 2 п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах), тогда объекта налогообложения нет. Каким образом подтвердить, что такое лицо не производило указанных выплат, законодатели не сообщили, отдавая, видимо, регулирование этого вопроса в руки Минфина. В отношении ЕСН условия, выделенного нами, не имеется.
Возможно, законодатели вовсе не хотели ужесточать налогообложение тех налогоплательщиков, которые делают выплаты таким лицам. Ведь и как плательщики ЕСН разделяются индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам и не производящие их (соответственно, п. 1 и 2 ст. 235 НК РФ). Но в п. 2 ст. 235 НК РФ лишь подразумевается, что речь идет о предпринимателях, не выплачивающих вознаграждений физическим лицам, тогда как в пп. 2 п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах это указано прямо.
Во всяком случае, формулировка, имеющаяся в Налоговом кодексе, похоже, ввела в заблуждение как контролеров, так и судей, сформировавших в итоге общую позицию, согласно которой не облагаются ЕСН выплаты любому индивидуальному предпринимателю, лишь бы его статус был подтвержден.
Что касается того, что объектом обложения ЕСН были договоры авторского права, то Минфин, например, в Письме от 03.07.2008 N 03-04-07-02/13 пояснял, что в гл. 24 НК РФ под авторским договором понимается любой договор, связанный с обращением авторских прав, одной из сторон которого является автор, включая договоры, в которых от имени автора действует третье лицо. К таковым, в частности, относятся договоры, рассматриваемые в ст. 1285-1288 ГК РФ, то есть именно те, которые упоминаются как объект налогообложения в п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах.
В пункте 3 ст. 7 Закона о страховых взносах подчеркнуто, что авторские договоры не исключаются из объекта налогообложения и в том случае, если их предметом является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), как и договоры, связанные с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
В базу по авторским договорам включается сумма дохода по ним, за вычетом расходов, которые должны быть фактически произведены и документально подтверждены.
Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Объект налогообложения возникает независимо от того, отнесены выплаты к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (НДФЛ для физических лиц) или нет. Зато для предпринимателей, адвокатов, нотариусов не включаются в объект налогообложения доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности (соответствующие положения, имевшиеся в ст. 236 НК РФ, отсутствуют в ст. 7 Закона о страховых взносах).
Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм превышения этой величины страховые взносы не взимаются. Данная величина ежегодно индексируется Правительством РФ (п. 4, 5 ст. 8 Закона о страховых взносах). По нашему мнению, это означает, что если физическое лицо работает, например, у двух работодателей, то каждый из них учитывает данный предел отдельно, без учета выплат, осуществленных другим работодателем.
Любопытно, что согласно п. 6 ст. 8 Закона о страховых взносах при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора. Отметим, что в первоначальной редакции закона речь шла о расчете исходя из рыночных цен, как это и предусмотрено в отношении ЕСН (п. 4 ст. 237 НК РФ).

Не все выплаты облагаются страховыми взносами

В перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (ст. 9 Закона о страховых взносах), есть принципиальные отличия от НК РФ (ст. 238). В эти суммы не включена компенсация за неиспользованный отпуск, рассчитываемая в соответствии со ст. 127 ТК РФ (увольнение работника).
Зато не облагается страховыми взносами оплата жилого помещения, если она произведена в виде компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, также установленных законодательством). Контролирующие органы такие выплаты включают в налоговую базу по ЕСН (см., например, Письмо Минфина России от 03.06.2008 N 03-04-06-01/149). Правда, с этим, как правило, не соглашаются судьи. Теперь же споры по данному вопросу исключены.
Похожая ситуация — с возмещением расходов на повышение профессиональной квалификации сотрудников. Налоговые органы не распространяют данное положение на случаи, если работник получает специальность впервые или отличную от уже имеющейся. По этому поводу ВАС в п. 5 Информационного письма от 14.03.2006 N 106 указал, что в соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работодатель определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для нужд организации, а также, с учетом мнения представительного органа работников, формы подготовки и переподготовки, перечень необходимых профессий и специальностей.
Статья 197 ТК РФ устанавливает возможность профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работника по собственной инициативе.
Таким образом, следует проводить лишь разделение по субъекту, выступающему с инициативой профессиональной подготовки или переподготовки, а также по цели таких действий. По нашему мнению, это следует учитывать и при обложении страховыми взносами, из базы по которым исключаются компенсации, связанные с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку, а не только на повышение квалификации работников. То есть важен инициатор такого обучения.
Кроме того, теперь из облагаемой базы исключаются расходы, связанные с трудоустройством работников, уволенных в связи не только с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, но также и с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. То есть учтена действующая формулировка ч. 2 ст. 81 ТК РФ.
Несколько конкретизирован перечень необлагаемых выплат в связи с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Уточнено, что в этот перечень не включаются:
— выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
— выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимые в соответствии с законодательством РФ российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплаты в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.
Таким образом, теперь окончательно стихнут споры, какие выплаты считать компенсацией (ст. 219 ТК РФ), а какие — надбавкой работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (ч. 1 ст. 146 ТК РФ). Первые не облагаются ЕСН, вторые облагаются. Теперь компенсационный характер такой выплаты не даст освобождения от обложения страховыми взносами.
То же самое можно сказать и об упомянутых выплатах в иностранной валюте морякам и летчикам. В данном случае, похоже, Минфин настоял на признании справедливости своей фискальной позиции в отношении этих выплат (см., например Письмо от 13.07.2007 N 03-04-06-02/139). Налогоплательщикам ранее всегда в этом вопросе помогали арбитры (см., например, Постановление ФАС ДВО от 12.11.2008 N Ф03-5001/2008), но теперь последним придется развести руками.
Еще один принципиальный вопрос разрешен сейчас в пользу налогоплательщиков. В Законе о страховых взносах отсутствует указание, что суточные не облагаются страховыми взносами в пределах норм. По мнению судей, и в отношении ЕСН не существовало норм, которые бы ограничивали освобождение суточных от обложения налогом (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106). Но на противоположном настаивал Минфин (см., например, Письмо от 11.06.2009 N 03-04-06-01/133). Таким образом, можно предположить, что введение подобных норм в целях обложения страховыми взносами и не планируется (п. 2 ст. 9 Закона о страховых взносах).
Материальная помощь (обратите внимание) членам семьи умершего работника (пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах) в отличие от порядка, предусмотренного для ЕСН (пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ), от обложения страховыми взносами не освобождается. Кроме того, материальная помощь работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка будет освобождаться от взносов при условии выплаты ее в течение первого года после рождения (усыновления) ребенка.
Новым является то, что не будут облагаться страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период*(9) (пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах).
Освобождаются от обложения страховыми взносами суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения. Следует отметить, что согласно п. 16 ст. 255 НК РФ в расходах принимаются в расчет только те взносы на негосударственное пенсионное страхование, которые учитываются на индивидуальных счетах работников и предусматривают выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет или пожизненно.
Если взносы не удовлетворяют данным условиям, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Но в таком случае они не облагаются и ЕСН на основании п. 3 ст. 236 НК РФ. Напомним, что страховые взносы начисляются и на выплаты, не уменьшающие облагаемую базу по налогу на прибыль. Но в отношении пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения это не имеет никакого значения, они освобождаются от страховых взносов полностью (пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах).
Здесь же уточнено, что освобождены от обложения страховыми взносами суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством РФ.
Освобождена от страховых взносов стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пп. 7 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах). В этом нет отличия от порядка, предусмотренного для ЕСН (пп. 9 п. 1 ст. 238 НК РФ). Но дополнительно уточнено, что в случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг.
Таким образом, вновь законодатели учли подход Минфина при разрешении спорной ситуации (Письмо от 19.08.2005 N 03-05-02-04/159). В противовес мнению финансового ведомства существовал подход, согласно которому тарифы можно было рассчитывать до ближайшего к границе аэропорта, мимо которого работник следовал за границу.
Суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников, полностью освобождаются от обложения страховыми взносами (пп. 12 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах) и от обложения ЕСН (пп. 16 п. 1 ст. 238 НК РФ), так же как и суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения (пп. 12 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах, пп. 16 п. 1 ст. 238 НК РФ), но уже без ограничения срока действия, который был установлен в отношении ЕСН п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ.
Наконец, новым является полное освобождение от страховых взносов сумм выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ. Напомним, что согласно ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ*(10) временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
По-прежнему в базу не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС, любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Закон о страховых взносах не предусматривает каких-либо льгот (за исключением переходного периода, о чем будет сказано ниже). В нем нет статьи, аналогичной ст. 239 НК РФ.
Кроме того, из федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования законодатели также постарались убрать упоминания о каких-либо льготах. Например, абз. 8 ст. 17 Закона РФ N 1499-1*(11), согласно которому от уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Ставки взносов

Конечно, существенно изменились размеры страховых взносов за счет платежей в ПФ РФ — 26%*(12) (для ЕСН — 20%), ФОМС — 2,1% (для ЕСН — 1,1%) и ТОМС — 3% (для ЕСН — 2%) (ст. 12 Закона о страховых взносах). Не изменилась только величина взносов в ФСС — 2,9%. Эти ставки одинаковы для всех плательщиков страховых взносов без исключения. Правда, увеличенные размеры отчислений в фонды будут применяться только с 2011 года, на 2010 год ставки остались такими же, какими они были до отмены ЕСН (см. п. 1 ст. 57 Закона о страховых взносах).
Законодатели не решились сразу увеличить налоговую (или страховую, что в данном случае не меняет дела) нагрузку на хозяйствующие субъекты. Они, видимо, решили сначала дать возможность привыкнуть к переходу с ЕСН на страховые взносы в течение одного года, а потом уж увеличить сборы. При этом также учтены и сохранены на 2010 год в ст. 57 Закона о страховых взносах положения, имевшиеся в гл. 24 НК РФ для следующих категорий налогоплательщиков:
— сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования (особая шкала налогообложения, общая сумма отчислений — 20%);
— организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны (также особая шкала, общая сумма — 14%).
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), а также для тех, кто применяет УСНО, величина отчислений на 2010 год тоже сохранена в размере 14%, и осуществляется она в Пенсионный фонд (пп. 2 п. 2 ст. 57 Закона о страховых взносах). Именно столько они, освобожденные от уплаты ЕСН, отчисляют до 2010 года в виде страхового и накопительного взноса в Пенсионный фонд в соответствии со ст. 22 Закона об обязательном пенсионном страховании.
В таком же положении находились плательщики ЕСН в отношении выплат и иных вознаграждений инвалидам I-III групп в случае их начисления, а также общественные организации инвалидов и учрежденные ими организации в случае выполнения условий, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, в отношении выплат физическим лицам. К этим категориям применялась льгота по ЕСН в виде освобождения от его уплаты. Причем существовало ограничение в размере 100 000 руб. на каждое физическое лицо, при выплатах сверх этой суммы в течение налогового периода ЕСН все равно уплачивался.
На 2010 год в случае осуществления указанных выплат к ним применяется ставка 14%, платеж также полностью идет в Пенсионный фонд. Любопытно, что никакого ограничения на эти выплаты в отличие от порядка, который применялся в Налоговом кодексе, не установлено.
Подпунктом 2 п. 2 ст. 22 Закона о пенсионном страховании был установлен пониженный тариф (10,3%) отчислений в ПФ РФ для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2010 году вместо этого организации, а также индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, будут в качестве страховых взносов делать отчисления только в Пенсионный фонд и по той же ставке.
Но это еще не все. Для указанных категорий налогоплательщиков, которые в 2010 году пользуются пониженной ставкой налогообложения, за исключением «упрощенцев» и «вмененщиков», более низкие ставки отчислений в фонды предусмотрены и на 2011-2014 годы (ст. 58 Закона о страховых взносах).
А вот налогоплательщикам-организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, снова не повезло. Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ для них были установлены пониженные размеры доходов, после достижения которых они имели право применять регрессивную шкалу налогообложения, правда, при выполнении ряда условий. Поскольку Законом о страховых взносах регрессия не предусмотрена вообще, эти налогоплательщики лишились своего преимущества, причем никакой компенсации им не предусмотрено.

Расчет страховых взносов

Безусловно, расчеты по страховым взносам по сравнению с ЕСН упростились, тем более отменена регрессивная шкала. Но вряд ли это утешит некоторые категории налогоплательщиков, для которых Налоговым кодексом предусмотрены пониженные ставки налогообложения. Не говоря уже о «спецрежимниках», которые хотя и уплачивают взносы в Пенсионный фонд, но ЕСН не платят вовсе.
Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. 2 п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах), тоже предусмотрена уплата страховых взносов, но только в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования.
Собственно, ст. 28 Закона о пенсионном страховании предусматривались подобные расчеты взносов в виде фиксированного платежа, правда, только в Пенсионный фонд. Новый расчет также производится исходя из стоимости страхового года. Но определяется она не Правительством РФ, а как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного п. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз (ст. 13 и 14 Закона о страховых взносах).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей согласно ст. 5 того же закона установлена базовая сумма МРОТ в размере 100 руб. Теперь ст. 3 изменена, МРОТ будет применяться для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (ст. 23 Федерального закона N 213-ФЗ).
Предположим условно, что на 01.01.2010 МРОТ составит 4 330 руб., как и на 01.09.2009*(13).
Следует заметить, что и для этой категории плательщиков предусмотрен переходный период. Согласно п. 4 ст. 57 Закона о страховых взносах на 2010 год при исчислении стоимости страхового года применяются соответствующие тарифы страховых взносов, установленные п. 1 этой же статьи, то есть 20% в ПФ РФ, 1,1% в ФФОМС и 2,0% в ТФОМС.
Стоимость страхового года для уплаты суммы фиксированного платежа в Пенсионный фонд в 2010 году составит 10 392 руб. (4 330 руб. х 20% х 12), в ФФОМС — 571,56 руб. (4 330 х 1,1% х 12), в ТФОМС — 1 039,20 руб. (4 330 х 2% х 12).
Для сравнения укажем, что в 2009 году стоимость страхового года согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2008 N 799 составила 7 274,40 руб.
При расчете учитывается количество календарных месяцев в году, когда осуществлялась предпринимательская деятельность, и даже количество календарных дней в месяце начиная с месяца, когда была произведена регистрация.
При этом не позднее 31 декабря надо уплатить тремя отдельными платежками сумму взносов в ПФ РФ, ФФОМС и ТФОМС (п. 4 ст. 16 Закона о страховых взносах). До 1 марта следующего расчетного периода надо представить в Пенсионный фонд расчет по специальной форме.

Уплата взносов и отчетность

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается всеми плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (п. 1 ст. 15 Закона о страховых взносах). Как и прежде, сумма, предназначенная для уплаты в ФСС, уменьшается на величину расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФ РФ, ФСС, ФОМС и территориальные ФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства. Таким образом, вместо трех платежек по пен