Подготовка кадров для эффективной работы АЭС | Статьи | 123-Job.ru

Подготовка кадров для эффективной работы АЭС


21.03.2010

В статье проводится анализ международного опыта подготовки специалистов для атомной энергетики. Рассматривается влияние уровня подготовки специалистов на эффективность работы атомных электростанций (АЭС).

В настоящее время Правительством РФ принято решение об интенсивном развитии атомной энергетики в нашей стране до 2030 г., и, в частности, доведении доли атомной энергетики в топливной корзине страны с 16 до 26%. Так, в Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 гг.), утв. постановлением Правительства РФ от 20.09.2008 N 705, указано, что «основным результатом в части развития атомного энергопромышленного комплекса России является доведение в 2015 г. общей мощности атомных электростанций до 33 ГВт и годовой выработки электроэнергии атомными электростанциями до 234,4 млрд кВт·ч, что составит 14 5% от уровня 2008 года». Многие развитые страны мирового сообщества, такие как США, Китай, Франция, также осуществляют широкомасштабные программы по развитию проектов в области атомной энергетики. Вопрос подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей рассматривается в нашей стране на высшем уровне, что подтверждает разработка и реализация таких программ, как федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 705), целевая программа Министерства промышленности и энергетики РФ «Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности» (утв. приказом Минпромторга России от 10.04.2009 N 252). Стоит также отметить переход в нашей стране на двухуровневую систему высшего образования к 2010 г. (бакалавриат и магистратура), что поставит ряд вопросов относительно востребованности выпускников разных уровней. С учетом вышесказанного, тема подготовки кадров для атомной отрасли приобретает особую актуальность.

Уровень образования персонала АЭС

Очевидно, что эксплуатация атомных электростанций требует достаточно качественной подготовки персонала. Проведенный анализ мирового опыта показал, что в качестве эксплуатирующего персонала на АЭС работают сотрудники, имеющие как высшее образование — бакалавры (Б) и магистры (М), так и среднее (СО) и средне-специальное (ССО). В табл. 1 представлен анализ данных по уровню образования специалистов на АЭС в некоторых странах.

Таблица 1

Требуемый уровень образования и работы на АЭС*(1)

——————-T———————T—————T——————T————————-T——————T———————¬
¦ Должность ¦ США ¦ Китай ¦ Канада ¦ Чехия ¦ Франция ¦ Венгрия ¦
¦ +————T———+——-T——-+———T———+————T————+———T———+———-T———+
¦ ¦ Уровень ¦ Опыт ¦Уровень¦ Опыт ¦Уровень ¦ Опыт ¦ Уровень ¦Опыт работы ¦ Уровень ¦ Опыт ¦ Уровень ¦ Опыт ¦
¦ ¦образования¦ работы ¦образо-¦работы ¦образо- ¦ работы ¦образования ¦ (годы) ¦образова-¦ работы ¦образова- ¦ работы ¦
¦ ¦ ¦ (годы) ¦ вания ¦(годы) ¦ вания ¦ (годы) ¦ ¦ ¦ ния ¦ (годы) ¦ ния ¦ (годы) ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Начальник смены ¦ СО/Б/М ¦ 2-10 ¦ М ¦ 6-8 ¦ М ¦ 6-8 ¦ М ¦ 6-9 ¦ М ¦ 4 ¦ М/Б ¦ 6 ¦
¦станции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Начальник смены ¦ ССО ¦ 2-7 ¦ М/Б ¦ 4-6 ¦ Б/ССО ¦ 6-8 ¦ М ¦ 4-6 ¦ Б ¦ 8 ¦ М/Б ¦ 5 ¦
¦пульта управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Оператор пульта ¦ СО ¦ 1-5 ¦ Б ¦ 4 ¦ СО/ССО ¦ 6-8 ¦ М ¦ 2-4 ¦ Б/СО ¦ 4-6 ¦ М/Б ¦ 4 ¦
¦управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Оператор ¦ СО ¦ 1-2 ¦ Б/ССО ¦ 2 ¦ СО ¦ 3-6 ¦ М/Б/ССО ¦ 2 ¦ СС/ССО ¦ 7 ¦ СО/ССО ¦ 1 ¦
¦оборудования вне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пульта управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Специалист по ¦ СО ¦ 2-5 ¦М/Б/ССО¦ 2-4 ¦ СО/ССО ¦Различно¦ ССО ¦ 2 ¦ М/ССО ¦ 6-10 ¦ ССО ¦ 1 ¦
¦эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦механических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Специалист по ¦ СО ¦ 2-3 ¦М/Б/ССО¦ 2-4 ¦ СО/ССО ¦Различно¦ ССО ¦ 2 ¦ М/Б/ССО ¦ 6-10 ¦ ССО ¦ 1 ¦
¦эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электрических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Специалист по ¦ СО/ССО/Б ¦ 1-6 ¦М/Б/ССО¦ 2 ¦ СО/ССО ¦Различно¦ ССО ¦ 2 ¦ М/Б/ССО ¦ 3-10 ¦ ССО ¦ 1 ¦
¦эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы контроля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Специалист по ¦ СО/ССО/Б ¦ 2-7 ¦ М/Б ¦ 2 ¦ Н.д. ¦ Н.д. ¦ М/ССО ¦ 1-3 ¦ М ¦ Н.д. ¦ ССО ¦ 2 ¦
¦контролю качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Специалист по ¦ СО/ССО ¦ 2-7 ¦М/Б/ССО¦ 2-4 ¦ СО/ССО ¦ 6 ¦ ССО ¦ 1 ¦ Б/ССО ¦ Н.д. ¦ ССО ¦ 0,5 ¦
¦радиационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦защите ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Специалист по ¦СС/ССО/Б/М ¦ 2-4 ¦М/Б/ССО¦ 2-4 ¦ СО/ССО ¦Различно¦ ССО ¦ 2 ¦ Б/ССО ¦Больше 2¦ ССО ¦ 0,5 ¦
¦химической защите ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Инструктор по ¦СО/Б/СО-ССО¦ 2-9 ¦ М ¦ 1-2 ¦ СО/ССО ¦ 6-8 ¦ М/Б ¦ 3 ¦ М ¦Больше 4¦ М/Б ¦ 5 ¦
¦обучению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(педагогиче-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ское) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Инструктор по ¦СО/Б/СО-ССО¦ 2-9 ¦ М ¦ 2 ¦ СО/ССО ¦ 6-9 ¦ М/Б ¦ 3 ¦ М ¦Больше 4¦ Б/ССО ¦ 5 ¦
¦работе на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(педагогиче-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тренажере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ское) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———-

Таблица 1 (продолжение)

——————-T———————T—————T——————T————————-T——————T———————¬
¦ Должность ¦ Япония ¦ Южная Корея ¦ Литва ¦ Словакия ¦ Швейцария ¦ Украина ¦
¦ +————T———+——-T——-+———T———+————T————+———T———+———-T———+
¦ ¦ Уровень ¦ Опыт ¦Уровень¦ Опыт ¦Уровень ¦ Опыт ¦ Уровень ¦Опыт работы ¦ Уровень ¦ Опыт ¦ Уровень ¦ Опыт ¦
¦ ¦образования¦ работы ¦образо-¦работы ¦образо- ¦ работы ¦образования ¦ (годы) ¦образова-¦ работы ¦образова- ¦ работы ¦
¦ ¦ ¦ (годы) ¦ вания ¦(годы) ¦ вания ¦ (годы) ¦ ¦ ¦ ния ¦ (годы) ¦ ния ¦ (годы) ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Начальник смены ¦ СО/выше ¦ 7-20 ¦ М/Б ¦ 10 ¦ М ¦Больше 3¦ М ¦ 7,5 ¦ М/Б ¦ 2-9,5 ¦ М ¦ 8 ¦
¦станции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Начальник смены ПУ¦ СО/выше ¦Около 15 ¦ Б/ССО ¦ 5-7 ¦ М ¦Больше 3¦ М ¦ 5,5 ¦ ССО ¦ 2-7,5 ¦ М ¦ 5 ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Оператор пульта ¦ СО/выше ¦ 6-8 ¦ Б/ССО ¦ 3-5 ¦ М ¦Больше 2¦ М ¦ 3,5 ¦ ССО ¦ 2-5,5 ¦ М ¦ 2 ¦
¦управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Оператор ¦ СО/выше ¦ 1-2 ¦ Б/ССО ¦ 1-2 ¦Б/ССО/СО¦ 0-2 ¦ ССО/СО ¦ 1-2 ¦ СО ¦ 1-3 ¦ ССО ¦ 1 ¦
¦оборудования вне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пульта управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Специалист по ¦ СО/выше ¦ 1-3 ¦ Б/ССО ¦ 1-2 ¦ М-СО ¦ 0-2 ¦ М/Б/ССО ¦ 1-2 ¦ Б/ССО ¦ 3-4 ¦ СО ¦ 0 ¦
¦эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦механических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Специалист по ¦ СО/выше ¦ 1-3 ¦ Б/ССО ¦ 1-2 ¦ М-ССО ¦ 0-2 ¦ М/Б/ССО ¦ 1-2 ¦ Б/ССО ¦ 3-4 ¦ СО ¦ 0 ¦
¦эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электрических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Специалист по ¦ СО/выше ¦ 1-3 ¦ Б/ССО ¦ 1-2 ¦ М-ССО ¦ 0-2 ¦ М/Б/ССО ¦ 1-2 ¦М/ССО/СО ¦ 3-4 ¦ М ¦ 2 ¦
¦эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы контроля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Специалист по ¦ СО/выше ¦ 1 ¦ Б/ССО ¦ 1-2 ¦ М-ССО ¦ 0-1 ¦ М/ССО ¦ 1-2 ¦М/Б/ ССО ¦ 2-3 ¦ М ¦ 0 ¦
¦контролю качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Специалист по ¦ СО/выше ¦ 1-3 ¦ Б/ССО ¦ 1-2 ¦ М-ССО ¦ 0-2 ¦ М/Б/ССО ¦ 1-2 ¦ М/ССО ¦ 1-3 ¦ ССО ¦ 0 ¦
¦радиационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦защите ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Специалист по ¦ СО/выше ¦ 1-3 ¦ Б/ССО ¦ 1-2 ¦ М/Б ¦ 0-2 ¦ М/Б/ССО ¦ 1-2 ¦ Б/ССО ¦ 0-3 ¦ М/ССО ¦ 0 ¦
¦химической защите ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Инструктор по ¦ СО/выше ¦ Н.д. ¦ М/Б ¦ 1-2 ¦ М/Б ¦Больше 2¦ М/Б/ССО ¦ 1-2 ¦ Б/ССО ¦ 4-10 ¦ М ¦ 3 ¦
¦обучению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Инструктор по ¦ ¦ Н.д. ¦ М/Б ¦ 1-2 ¦ М ¦Больше 2¦ М ¦ 6 ¦ Б ¦ 6-10 ¦ М ¦Различно ¦
¦работе на ¦ СО/выше ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тренажере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+———+——-+——-+———+———+————+————+———+———+———-+———+
¦Условные обозначения: ¦
¦СО — среднее образование; ССО — средне-специальное образование; Б — бакалавр; М — магистр: Н.д. — нет данных. ¦
L———————————————————————————————————————————————

При изучении приведенных в таблице данных стоит отметить, что требования к опыту работы на АЭС для начальников смен наиболее строгие в Японии (до 20 лет), в то время как определенный уровень образования в этой стране не требуется. Также при условии получения кандидатом высшего образования (во многих странах не ниже уровня магистра) существенный опыт работы требуется для начальников смен в Южной Корее (10 лет) и на Украине (8 лет). В случае если специалист претендует на должность оператора на станции, то самые суровые требования к нему предъявят в отношении образования в Чехии (магистр-бакалавр). Также существенные требования по данному показателю в Южной Корее, Литве, Словакии, Украине. Наиболее длительный опыт работы необходим операторам в Канаде (3-8 лет), Франции (4-7 лет) и Японии (6-8 лет). Когда речь идет о специалистах по контролю механических, электронных систем и систем контроля, то наиболее высокие требования предъявляются в Китае, Франции, Литве и Словакии. Особое внимание в данном случае к опыту работы уделяют во Франции (6-10 лет). Среди специалистов по химической и радиационной защите в наибольшей степени ценятся кандидаты с высшим образованием (магистр-бакалавр) в Китае, Литве и Словакии. В данном случае опыт работы практически во всех странах необходим минимальный (от полугода в Венгрии до 4-6 лет в США и Канаде). Характерно, что требования для специалистов по обучению на станции (инструкторов) подразумевают наличие у кандидата высшего образования на уровне магистра (за исключением США, Швеции и Швейцарии) и опыта работы порядка 6 лет (от 1-2 лет в Китае и Южной Корее до 6-8 лет в Канаде и Швеции).
Как показывает международный опыт, двухуровневая система получения высшего образования, несмотря на возникающие в нашей стране дискуссии о целесообразности данного подхода, является востребованной во многих странах мира. Опыт западных стран показывает, что бакалавры, наравне с другими специалистами, могут выполнять работу на АЭС, однако очевидно, что необходимо прохождение дополнительного обучения в учебно-тренировочных центрах (УТЦ) для получения соответствующей квалификации.

Особенности подготовки персонала на АЭС в учебно-тренировочных центрах (УТЦ)

В большинстве стран на АЭС действуют собственные УТЦ, где проходят обучение как непосредственно сотрудники станции, так и специалисты с других отраслевых объектов. Наукоемкое и сложное производство требует от атомщиков глубоких технических знаний, высокой ответственности, дисциплины и самодисциплины. Поэтому вопросам, связанным с обучением и переобучением кадров на АЭС, уделяется особое внимание. Создание центра позволяет организовать подготовку и поддержание квалификации персонала на самом высоком уровне. Центры оснащают уникальным оборудованием, в т.ч. полномасштабными и функционально-аналитическими тренажерами, оборудуют штатным для энергоблока комплексом оперативной связи, позволяющим добиться максимального реализма в имитации производственных ситуаций, объективно оценивать действия смены.
На рис. 1 показано количество действующих тренажеров для обучения на АЭС в некоторых странах [8, 9]. Как видно, наибольшее количество тренажеров эксплуатируется в УТЦ США (29) и Японии (28) и всего лишь по одному тренажеру в Чехии и Румынии.

«Рис. 1. «Количество тренажеров на УТЦ АЭС в странах мира»

Отдельно стоит отметить, что Словения не имеет собственного тренажера и организует обучение своих сотрудников в других странах.
Важным показателем, характеризующим отношение к подготовке высококвалифицированных кадров для АЭС в стране, является финансирование. На рис. 2 показано, что выплаты, включающие зарплату сотрудникам и затраты на повышение квалификации, занимают наибольшую долю в бюджете атомных электростанций Франции (12%), Швеции (5%) и Канады (4,5%). Соответственно наименьшая доля подобных выплат в бюджетах станций в Украине (0,5%), Словакии (1%), Германии (1%) и Чехии (1%).

«Рис. 2. «Доля затрат на обучение и заработную плату сотрудникам в бюджете АЭС в странах (в процентах)»

В целом, в бюджете эксплуатационных расходов АЭС на подготовку и поддержание квалификации персонала в мире выделяется до 10%: в Литве — 0,1-0,15%, в Южной Корее и Чехии — 0,5-1,5%, в Словакии — 1%, в Румынии — 1,7%, в Словении — 1-2%, в Великобритании и Швейцарии — 1-3%, в Германии — около 2%, в Венгрии — 2-3%, в Швеции — от 2 до 8%, в Канаде — 3-4%, в Испании — 3,5%, в США — около 4,3%, во Франции наибольший показатель — до 17%.

Зарубежный опыт подготовки персонала для АЭС

Среди наиболее эффективных стоит выделить некоторые особенности программ подготовки персонала в разных странах [6]. В большинстве стран мира предлагаемая МАГАТЭ методика проведения обучения персонала для АЭС — SAT — применяется в каждом УТЦ (в частности, в США, Канаде, Китае, Франции, Венгрии).
Обучению персонала АЭС в США уделяется большое внимание. Руководство станций в числе прочего определяет структуру программы обучения, а также контролирует ход ее выполнения. Система обучения практически полностью основана на методике SAT (МАГАТЭ), за исключением специалистов по контролю качества, работа которых на станциях США обладает рядом особенностей. С целью поддержки высокого уровня квалификации персонала АЭС США проводятся периодические встречи специалистов по обмену опытом, а также действует электронная база данных INPO Nuclear Network. Среди наиболее эффективных подходов, характерных для тренинг-центров АЭС США, можно выделить: использование видеозаписи (camera men) проводимого инструктажа во время обучения для тех, кто не имел возможности присутствовать на занятии, что происходит автоматически, не требуя дополнительного управления специальным оборудованием (Houston Lighting&Power Company, South Texas Project Elec. Generating Station, Nuclear Training Department); регулярные встречи инструкторов и персонала в ходе обучения для консультаций (инструктаж, в т.ч. и на тренажерах, проводится в течение нескольких дней каждый); применение полноразмерного тренажера для отработки различных стадий работы реактора на станции (процедура оценки группы проходит в форме презентаций с разбором достоинств и недостатков в проделанной работе (Carolina Power and Light Company, Harris Energy and Environmental Centre); проведение занятий в аудитории со специальным оборудованием, позволяющим строить графические изображения во время лекций, а также оснащенной 35 устройствами, считывающими ответную реакцию обучаемых во время занятий. (TU Electric, Comanche Peak Steam Electric Station (CPSES).
Подготовкой специалистов для работы на АЭС во Франции занимается крупная эксплуатирующая энергокомпания EdF. В компании существует Управление профессиональной подготовки (SFP), в которое, в свою очередь, входят 4 подразделения, в подчинении которых находятся один или несколько УТЦ. Два из четырех подразделений ответственны за подготовку оперативного персонала (Lyon-Est entity and Normandie Entity — для реакторов мощностью 900, 1300, 140 0 МВт) и два — за технической персонал (Loyon-Ouest Entity and Paris-Est Entity). Все подразделения делятся также на отделы в соответствии с направленностью работы (I&C, электронное оборудование, механическое оборудование и т.д.). Методика работы в подготовке кадров полностью соответствует рекомендациям, заданным МАГАТЭ (SAT). В том случае, если инструктора приходят в УТЦ с опытом работы, они должны пройти повышение квалификации в области педагогики — 16 0 ч., если же инструктора приходят на работу сразу после университета, то им следует пройти 2-летнюю подготовку по специальной программе, а затем также 160 ч. тренинга по педагогике.
Для УТЦ Чехии (как и некоторых других) характерна возможность обучать специалистов из других стран. В учебном процессе задействованы два типа тренажеров: для реактора типа ВВЭР 440 (АЭС Дукованы) и типа ВВЭР-1000 (АЭС Темелин). Процесс обучения состоит из нескольких модулей (например, для операторов ПУ — 10 модулей), каждый из которых состоит из 3-5 недель теоретической и 1-3 недель практической подготовки на станции. Полный цикл обучения на станции до сдачи экзамена на получение соответствующего сертификата длится 66 недель, дальнейшее повышение квалификации на получение лицензии составляет до 32 недель на рабочем месте. Также в течение рабочего времени предусмотрен один день в месяц (8 часов), посвященный обучению.
В Венгрии УТЦ являются неотъемлемой частью структуры управления станции. Структура УТЦ при АЭС Пакш состоит из трех направлений — подразделения по обучению, центра с учебными тренажерами и центра обучения технического персонала. Методика обучения соответствует рекомендациям МАГАТЭ (SAT) по всем направлениям, кроме управления электронным оборудованием, радиационной и химической защите, а также инструктажа.
Отличительной особенностью обучения в УЦ Германии является уникальная система тренажеров, представляющих собой модель реактора PWR (1:10), частично построенная из прозрачных материалов (Biblis Glass Model (Kerkraftwerk Obrigheim GmbH), для наилучшего обзора при обучении. Вся обучающая система подготовки подобных специалистов в Германии нацелена на минимизацию общей подготовки в связи с хорошей базой обучения квалифицированных рабочих и акцентирование внимания на специальных курсах.
Для таких стран Азиатско-Тихоокеанского региона, как Япония и Южная Корея, характерно проведение обучения персонала на малых (компактных) тренажерах. Подготовка оперативного персонала в Японии осуществляется в УТЦ — BTC (для кипящих реакторов) и NTC (для реакторов-легководников). Для технического персонала УТЦ предусмотрен на каждой станции.
В Южной Корее действуют две структуры, связанные с проведением обучения персонала для АЭС: Научно-исследовательский институт по атомной энергетике Южной Кореи (KAERI), который официально является ведущим научным институтом страны по данной проблеме при государственном финансировании, а также энергокомпания KEPCO, эксплуатирующая УТЦ АЭС Кори (KNTC). В УТЦ предусмотрено 3 этапа обучения для новых специалистов в соответствии с их квалификацией и управленческими функциями: начальная программа (39 недель), программа для продолжающих — курс повышения квалификации (2-4 недели) и специальный курс (2-4 недели). В целом структура обучения представлена следующим образом: 52% — лекции, 11% — обсуждение, 4,5% — практика, 3% — видеокурс, 3% — обучение на рабочем месте.
Как видно из приведенного анализа, в странах, количество эксплуатируемых АЭС в которых достаточно велико, придают подготовке квалифицированных кадров для отрасли большое значение и выделяют для этого существенную статью бюджета (например, во Франции и США). В связи с этим целесообразно рассмотреть наиболее эффективные из данных методик в подготовке кадров.

Подготовка персонала и эффективность работы АЭС

В настоящей статье были исследованы подходы ряда стран к подготовке персонала для атомных станций, в соответствии с чем был определен параметр производительности труда (далее — ПТ), характеризующий эффективность работы персонала на конкретном блоке АЭС (табл. 2) [7]. Данный показатель дает представление о количестве вырабатываемой электроэнергии в год на одного специалиста.

Таблица 2

Характеристики работы АЭС

————T——-T————T————T——————T————————T————T————¬
¦ АЭС ¦Страна ¦ Мощность, ¦ ПТ), ¦ КИУМ (2008 г.), ¦Начало эксплуатации, год¦ Конец ¦Заработная ¦
¦ ¦ ¦ МВт ¦ МВтч/чел. ¦ в % ¦ ¦эксплуатации¦ плата, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ , год ¦ долл./год ¦
+————+——-+————+————+——————+————————+————+————+
¦Oyster ¦ США ¦ BWR 619 ¦ 10,2 ¦ 84,8 ¦ 1969 ¦ 2009 ¦ Н.д. ¦
¦Creek ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————+——-+————+————+——————+————————+————+————+
¦Clinton ¦ — ¦ BWR 1043 ¦ 15,5 ¦ 89,7 ¦ 1987 ¦ 2026 ¦ Н.д. ¦
+————+——-+————+————+——————+————————+————+————+
¦Limerick1 ¦ — ¦ BWR 1134 ¦ 28,3 ¦ 100,61 ¦ 1986 ¦ 2024 ¦ 75 700 ¦
+————+——-+————+————+——————+————————+————+————+
¦Limerick2 ¦ — ¦ BWR 1134 ¦ 25,7 ¦ 91,2 ¦ 1990 ¦ 2029 ¦ Н.д. ¦
+————+——-+————+————+——————+————————+————+————+
¦La Salle1 ¦ — ¦ BWR 1118 ¦ 24,3 ¦ 98,7 ¦ 1982 ¦ 2022 ¦ Н.д. ¦
+————+——-+————+————+——————+————————+————+————+
¦La Salle2 ¦ — ¦ BWR 1120 ¦ 23,3 ¦ 95 ¦ 1984 ¦ 2023 ¦ Н.д. ¦
+————+——-+————+————+——————+————————+————+————+
¦Peach ¦ — ¦ BWR 1112 ¦ 29,7 ¦ 101,6 ¦ 1974 ¦ 2008 ¦ 70 400 ¦
¦Bottom2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————+——-+————+————+——————+————————+————+————+
¦Peach ¦ — ¦ BWR 1112 ¦ 27,02 ¦ 92,7 ¦ 1974 ¦ 2008 ¦ Н.д. ¦
¦Bottom3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————+——-+————+————+——————+————————+————+————+
¦Quad ¦ — ¦ BWR 867 ¦ 21,88 ¦ 91,5 ¦ 1973 ¦ 2032 ¦ Н.д. ¦
¦Cities1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————+——-+————+————+——————+————————+————+————+
¦Quad ¦ — ¦ BWR 867 ¦ 23,43 ¦ 98,8 ¦ 1973 ¦ 2032 ¦ Н.д. ¦
¦Cities2 ¦ ¦ ¦