Обучение на опыте | Статьи | 123-Job.ru

Обучение на опыте


21.03.2010

С начала 1990-х годов экономика России, ранее строившаяся на идее государственного планирования, претерпела драматические изменения. Весьма масштабная образовательная система, имеющая давние, считавшиеся славными традиции, вошла в период реформ в целом не подготовленной к решению новых задач. Особенно это относилось к системе подготовки и развития кадров для управления.

Почти «лишившаяся государственной финансовой поддержки, торпедированная упразднением министерств, а вместе с ними отраслевых ИПК, еще больше сжавшаяся под натиском более приоритетных для государства структур высшего образования, она даже потеряла правовую основу своей деятельности, будучи низведенной до второразрядного сектора «дополнительного образования» [2, С. 9]. Тем не менее, за прошедшие годы в стране сформировалась новая сфера образования и развития кадров для менеджмента и бизнеса, включая сегмент рынка который сегодня называется бизнес-образованием.
Переход к рынку бизнес-образования, во-первых, надо признать, во-вторых, осмыслить, в-третьих, ему содействовать. Следовательно, мы имеем дело с молодой, динамичной областью, которая пока еще далека от зрелости.
Работа в этой области достаточно перспективна. Кроме того, в развитии человеческого общества просматриваются тенденции, которые могут превратить бизнес-образование в одну из центральных областей образования.
Многообразие понимания системы отечественного образования, на наш взгляд, вызвано некорректным выбором основания для ее построения. Думается, что таким основанием должна быть некая характеристика, отражающая сущность основной категории. Мы избрали такой характеристикой «образовательную программу», так как: 1) совокупность образовательных программ составит систему; 2) программа отражает процесс образования в виде отбора содержания, сроков, форм и дидактических средств ее освоения; 3) образовательная программа предусматривает получение результата, который прописывается в виде стандартов освоения знаний, умений и навыков; 4) образовательная программа содержит (как правило) ценностно-ориентировочную основу в виде специальных курсов, тем, требований к выпускнику. Следовательно, система образования предусматривает деление программ на:
государственные и негосударственные (Закон РФ «Об образовании» 1992 г. разрешил учреждать образовательные организации любым юридическим и физическим лицам);
общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Основные программы как общеобразовательные, так и профессиональные, устанавливаются соответствующим государственным образовательным стандартам, а программы, выходящие за рамки государственного стандарта, можно считать дополнительными;
общеобразовательные основные — включают программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного общего) образования, а общеобразовательные дополнительные — неформальное образование детей; профессиональные основные — включают программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а профессиональные дополнительные программы представлены неформальным образованием взрослых: а) компенсирующее недостатки базового образования, повышение общественно-политического и культурного уровня работников, б) повышение квалификации, переподготовка, подготовка по второй профессии.
Профессиональные программы отличаются: 1) по формальным, полуформальным, неформальным и информальным результатам, т.е. по наличию либо отсутствию дипломов, сертификатов и удостоверений по присвоению квалификации либо разрешению на работу в данной области; 2) по направленности на различные виды деятельности: медицина, спорт, культура.
В системе образования находит свое место и бизнес-образование. Отметим, что «бизнес-образование» — это новое понятие, которое распространяется в отечественном образовании со становлением рыночной экономики, но пока еще не стало официально принятым термином, хотя первым школам бизнеса уже более 100 лет. Например, Уортонская школа Филадельфийского университета была образована еще в 1886 году, а Гарвардская существует с 1916 года [1].
Воспользуемся определением данного понятия, сформулированным Л.И. Евенко — президентом РАБО (Российской ассоциации бизнес-образования) [2, с. 38]. Бизнес-образование (business education) — это профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли.
Наряду с понятием «бизнес-образование» часто используются в качестве синонимов «управленческое образование» (management education) или «экономическое образование».
Отождествление экономического образования, ранее доминирующего в нашей стране, с бизнес-образованием связано с выделением последнего из экономического образования, как приспособление к условиям рыночной экономики, но вместе с тем между ними существуют ряд отличий:
во-первых, экономическое образование направлено на познание экономических законов и понимание экономических процессов как на уровне экономики в целом, так и на уровне отдельных предприятий, охватывая (в отличие от бизнес-образования) не только уровень предприятий и организаций, но и национальную или мировую экономику в целом, отрасли, регионы, различные сферы хозяйственной деятельности, экономическую политику государства и других общественных институтов. В этом смысле оно шире, чем бизнес-образование. Вместе с тем, экономическое образование не охватывает вопросы, которые с научной точки зрения являются предметом психологии, социологии, андрагогики, информатики и др. наук, положения которых успешно применяются в управлении деловыми организациями, и в этом смысле экономическое образование уже, чем бизнес-образование;
во-вторых, бизнес-образование имеет ярко выраженную прагматическую направленность, которую можно выразить тезисом — «образование ради карьеры и предпринимательского успеха», экономическое образование предполагает подготовку исследователей, аналитиков, штабных работников, которые разрабатывают планы, регламентирующие документы, но обычно не имеют непосредственного отношения к собственно управленческой работе, предусматривающей ответственность за принимаемые решения;
в-третьих, содержание бизнес-образования определяется двумя главными потребителями: предприятиями и менеджерами, содержание же экономического образования определяется не столько потребителями, сколько государственными или международными образовательными стандартами.
В сфере бизнес-образования ученые [1, 2, 3, 7] выделяют две основные организационно-методические модели: германскую и американскую, на основе которых строятся системы бизнес-образования в других странах. Их суть состоит в следующем.
«Традиционная» (германская или европейская) модель ставит своей целью подготовку «квалифицированного руководителя» и делится на профессиональную (техническую, экономическую, медицинскую) и управленческую подготовку. При этом профессиональная подготовка предусматривает базовое высшее образование, а управленческая подготовка строится как на дополнительном образовании, которое фактически складывается из регулярного участия руководителей с высшим или среднем образованием в специальных программах повышения квалификации в области менеджмента.
«Новая» (американская) модель базируется на создании школ бизнеса, которые готовят «профессиональных менеджеров» по различным программам как после средней школы, так и после высшего образования. В рамках этой модели предусматривается повышение квалификации менеджеров вне зависимости от того, окончили они школу бизнеса или нет.
«Традиционную» модель, характерную для Германии, используют Австрия, Бельгия, Финляндия. К ней тяготеет, но со своей «внутрифирменной» спецификой, Япония.
«Новая» модель, кроме США, оказалась наиболее близка бизнес-образованию в современной Великобритании, Дании, Норвегии. Однако большинство стран Европы, таких как Испания, Италия, Нидерланды, Франция, используют «смешанную» модель, в которой имеются «традиционные» (европеизированные) и «новые» (американизированные) сектора бизнес-образования. И, соответственно образовательные учреждения разных типов — университеты, школы бизнеса, институты повышения квалификации, причем все эти различные по форме обучающие людей бизнесу и менеджменту структуры действуют параллельно и довольно взаимосвязано.
Прежде чем анализировать модель бизнес-образования в России, стоит совершить экскурс в прошлое. Существовавшая до 90-х годов XX века система подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для управления предприятиями удовлетворяла потребности общественного уклада. Эволюция развития управленческого образования в СССР и России на основе анализа специальной литературы [1, 2, 5] может быть представлена в виде 6 этапов (табл. 1).
Факты свидетельствуют о том, что в СССР система подготовки руководителей-практиков на последипломном уровне была создана раньше, чем во многих западных странах. Однако ее нельзя было назвать системой подготовки менеджеров для бизнес-организаций, так как главное внимание в ней уделялось вопросам производства, техники и технологий, а не экономике и, тем более, не бизнесу. Практически не рассматривались вопросы психологии управления, потому что под «научным управлением» понималось усвоение постановлений высших партийных органов, умение их выполнять и подчиняться выше стоящему руководству в бюрократической системе управления хозяйством.

Таблица 1

Эволюция управленческого образования в СССР и России

—————T———————-T————————————————————¬
¦ Этап ¦ Года ¦ Содержание ¦
+—————+———————-+————————————————————+
¦Первый ¦ 1925 ¦Курсы подготовки «красных директоров». Промышленные академии¦
¦ ¦ 1927 ¦(вуз (срок обучения — 3 года) + послевузовское образование).¦
+—————+———————-+————————————————————+
¦Второй ¦ 1950 ¦Ликвидация промышленных академий (и послевузовского¦
¦ ¦ ¦образования, в том числе). Создание высших учебных¦
¦ ¦ ¦заведений. ¦
+—————+———————-+————————————————————+
¦Третий ¦ 1965 ¦Экономическая реформа. Система повышения квалификации и¦
¦ ¦ 1969 ¦переподготовки кадров получила официальное признание¦
¦ ¦ 1979 ¦правительства, появились институты повышения квалификации¦
¦ ¦ ¦(ИПК) при отраслевых министерствах, региональных ведомствах.¦
¦ ¦ ¦Начало развития бизнес-образования на Западе. Учебно-¦
¦ ¦ ¦методическое управление по повышению квалификации руко-¦
¦ ¦ ¦водящих работников в составе Министерства высшего и¦
¦ ¦ ¦среднего специального образования (МВиССО) СССР — шаг к¦
¦ ¦ ¦централизации и унификации системы. ¦
+—————+———————-+————————————————————+
¦Четвертый ¦ 1985 ¦Горбачевская «перестройка». Начало ВЭД в России, появление¦
¦ ¦ 1989 ¦предпринимательства. Расцвет системы дополнительного про-¦
¦ ¦ 1990 ¦фессионального образования. ¦
+—————+———————-+————————————————————+
¦Пятый ¦ 1992 ¦Политический и экономический кризис, гиперинфляция.¦
¦ ¦ ¦Отсутствие финансирования дополнительного профессионального¦
¦ ¦ ¦образования. Распад отраслевых и ведомственных ИПК.¦
¦ ¦ ¦Многочисленные «однодневки» в виде школ бизнеса, не-¦
¦ ¦ ¦профессиональных факультетов повышения квалификации в¦
¦ ¦ ¦вузах. ¦
+—————+———————-+————————————————————+
¦Шестой ¦ 1998 ¦Правительство СВ. Кириенко открыло дорогу профессионалам.¦
¦ ¦ ¦Бурное расширение рынка образовательных услуг. Многоуро-¦
¦ ¦ ¦вневая система образования, закрепленная законодательством.¦
L—————+———————-+————————————————————-

Можно с горечью констатировать, что разрушено, забыто, утрачено много ценного, наработанного в системе подготовки управленческих кадров в СССР, поэтому в настоящее время отечественная система бизнес-образования испытывает большое влияние мировых бизнес-школ. Отметим тенденции этого влияния.
«Традиционная модель» подготовки специалистов находит свое отражение в создании многоуровневой системе их подготовки. В рамках высшего профессионального образования устанавливаются две ступени: 1) базовое высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «бакалавр»; 2) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «магистр» или «дипломированный специалист». Таким образом, выпускник высшего учебного заведения может получить один из трех видов дипломов: «бакалавр» (обучение не менее 4 лет), «специалист» (обучение не менее пяти лет), «магистр» (обучение не менее шести лет).
«Новая модель» образования внесла в отечественную систему вариативность образовательных услуг. Так, учебные планы подготовки менеджеров в Российской Федерации содержат государственные стандарты (примерно 60% учебного времени), региональный или вузовский компонент, а также предметы по выбору студентов. Кроме того, у нас появились школы бизнеса (специализированные учебные заведения для руководителей и менеджеров), получили распространение программы МВА и ДВА, стали актуальны и востребованы личностное начало в менеджменте, профессиональное и личностное развитие специалистов.
Достижения «Японской модели» подготовки профессиональных управляющих нашли отражение в появлении нового для России явления внутрифирменного обучения (самообучающейся организации) и корпоративных университетов; во введении в практику обучения и повышения квалификации дисциплин, таких как «Психология управления», «Профессиональные навыки менеджера», «Управление профессиональным развитием менеджера», «Эффективный менеджер», «Управление мотивацией труда».
Таким образом, можно констатировать, что в России существует смешанная модель бизнес-образования, включающая в себя элементы мирового опыта подготовки эффективных менеджеров. Именно поэтому, бизнес-образование — это система подготовки и непрерывного профессионального развития менеджеров, осуществляющих управленческую деятельность в условиях рыночных отношений, направленная на развитие их интеллектуальных, профессиональных и духовных возможностей. Элементы системы бизнес-образования: (1) — цель, (2) — функции, (3) — субъекты обучения, (4) — виды обучения, (5) — технологии и методы обучения, (6) — формы обучения, (7) — средства обучения, (8) — нормативно-правовое обеспечение, (9) — маркетинг. Раскроем особенности каждого элемента.
I — цели бизнес-образования. Содержание управленческой работы в организациях и специфика управленческой деятельности, требующие исполнения разнообразных ролей и обладания различного рода навыками (умениями), в зависимости от позиции менеджера в управленческой иерархии позволяет сформулировать четыре главные цели бизнес-образования: а) передача знаний; б) выработка умений (навыков); в) формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения [8]; г) предоставление дополнительных возможностей для профессионального развития, карьерного роста и расширения социальных контактов.
II — функции бизнес-образования. Функциями бизнес-образования являются:
1) компенсаторная — восполнение ранее отсутствующих или упущенных образовательных возможностей; 2) адаптирующая — приспособление к новым профессиональным требованиям в динамично изменяющемся обществе; 3) развивающая — поступательное обогащение деятельных способностей человека и его духовного мира [8, с. 193]; 4) корректирующая — изменение стереотипов мышления и поведения, преодоление профессиональных деформаций личности; 5) формирующая — приобретение новых знаний, умений и навыков в связи с расширением или трансформацией функциональных обязанностей; 6) содействующая — оказание консалтинговых услуг при возникновении трудноразрешимых ситуаций. Перечисленные функции можно рассматривать в управленческом, социальном, политическом и экономическом аспектах.
Управленческий аспект бизнес-образования представлен задачами по изменению у специалистов привычных стереотипов, отношения к профессии, развитию инициативы, более высоких притязаний, приданию уверенности в принятиях решений, влияния на выбор жизненной стратегии и профессиональной карьеры.
Социальный аспект бизнес-образования отражен задачами по развитию социальной мобильности населения, преодолению профессиональных трудностей, повышению качества жизни, а также формированию новой и сохранения традиционной системы ценностей в изменении менталитета личности в плане не только ее приспособления к новым условиям бытия, но и активного участия в создании этих условий.
Политический аспект бизнес-образования выражается задачами осознания, принятия, поддержки и содействия обучающимися социально-экономическим реформам, демократической идеологии, формированию гражданского общества в России.
Экономический аспект бизнес-образования отмечен задачами по формированию социально-профессиональной структуры общества и, прежде всего, управленческой элиты, владеющей современными знаниями, передовыми технологиями и методами управления. В этом разрезе задача бизнес-образования заключается в создании условий для подготовки конкурентоспособных менеджеров, обладающих профессиональным мастерством, которое обеспечивает определенные гарантии личности на рынке труда, что особенно актуально в условиях рыночных отношений.
III — субъекты образовательного процесса. В настоящее время выделяются три субъекта образовательного процесса в исследуемой нами системе: образовательное учреждение, обучающиеся, преподаватели.
Образовательное учреждение — это организация, осуществляющая реализацию профессиональных программ: основных и дополнительных по подготовке и развитию специалистов для управленческой сферы деятельности. В практике бизнес-образования можно выделить несколько видов образовательных учреждений: институты и факультеты повышения квалификации, бизнес-школы и центры дополнительного профессионального образования. Таким образом, система бизнес-образования позволяет любому человеку получить управленческую специальность, повысить свой профессиональный уровень, проходить профессиональную переподготовку, стажировку в любой период жизни, в доступной форме и удобном режиме, т.е. она поддерживает принцип непрерывности образования.
Обучающиеся (студенты или слушатели). В зависимости от реализуемой модели обучающимися могут быть специалисты, имеющие высшее образование, но либо осваивающие новую для себя сферу управленческой деятельности (второе высшее образование, переподготовка), либо повышающие свой профессиональный уровень, а также студенты, получающие высшее управленческое образование.
В любом случае, субъектами обучения являются взрослые люди, обладающие жизненным, учебным и профессиональным опытом, сформировавшейся системой ценностей и интеллектом, поэтому построение учебного процесса основано на «принципах андрагогики — разделе теории обучения, раскрывающего специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности» [8, с. 29]. Эти принципы базируются на переходе от жестко нормативно построенного процесса обучения к его гуманитаризации, нацеленности на индивидуальное развитие обучающегося, на поддержку и коррекцию деятельности личности в образовательном процессе, на создание условий для раскрытия возможностей и профессионального потенциала человека.
Преподаватели. Для «идеального» преподавателя системы бизнес-образования очень важен «баланс академической подготовки, хорошего знания реального бизнеса, навыки фасилитатора, основанные на богатом педагогическом опыте и серьезной методической подготовке» [2, с. 572]. При этом ключевыми компетенциями преподавателя обозначены:
1) экспертные знания (аспирантура, непрерывное, систематическое и целенаправленное самообразование, коучинг);
2) профессиональные способности (умеет работать со сложной аудиторией, применять активные методы обучения, вести тренинги, мастер-классы);
3) знание современного отечественного бизнеса (реальный опыт работы в бизнесе, консалтинг, руководство инновационными проектами).
В России только еще растут преподаватели-«звезды» бизнес-образования, их подготовка и развитие процесс непростой, длительный и недешевый. Для его ускорения создаются ассоциации бизнес-школ, например. Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО); Ассоциации преподавателей бизнес-образования.
IV — виды обучения. Профессиональное развитие рассматривается российским трудовым законодательством в качестве прямой служебной обязанности всех руководящих работников и специалистов. Для них предусматриваются виды обучения, отличающиеся:
по времени (краткосрочные (72 часа аудиторных занятий), среднесрочные (от 132 до 270 часов) и долгосрочные (свыше 500 часов);
по цели: высшее (или второе высшее) профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка, самообучение, обучение в аспирантуре или докторантуре.
Высшее профессиональное образование — подготовка менеджера высшей квалификации в соответствии с государственными образовательными стандартам по избранной специальности (менеджмент организации, управление персоналом, антикризисное управление, менеджмент социальной сферы и т.д.).
Повышение квалификации — это обновление, расширение и углубление менеджером теоретических знаний, формирование, развитие, коррекция и адаптация практических навыков решения профессиональных задач, в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов.
Квалификация — это степень и вид профессионального образования менеджера, совокупность его знаний, умений и навыков, поведенческих и мотивационных установок, необходимых для выполнения им определенной работы.
Профессиональная переподготовка — это получение потенциальным менеджером знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности — управления.
Стажировка — это освоение менеджером практики использования передовых методов для решения профессиональных задач по профилю деятельности.
Самообучение (самообразование) — самостоятельное приобретение новых знаний, освоение умений, расширение кругозора по индивидуальному плану, утвержденному руководителем и выполняемому под его контролем.
Обучение в целевой аспирантуре или докторантуре — проведение научных исследований по темам, интересующим данную организацию.
V — технологии и методы обучения. Следует подчеркнуть, что «репертуар» технологий, применяемых в бизнес-образовании, достаточно разнообразен. В нем присутствуют как традиционные, так и инновационные технологии, выбор которых определяется: 1) продолжительностью программ (долгосрочные дают больший простор для творчества); 2) количественным составом группы (при применении активных методов обучения имеются численные ограничения); 3) уровнем подготовки группы; 4) целевыми ориентирами обучающихся; 5) финансовой возможностью заказчика; 6) кадровыми возможностями учебного заведения.
В качестве традиционных методов активно применяются дискуссии, семинары, тренинги, конференции, самообразование. К инновационным методам для отечественного бизнес-образования можно отнести: метод конкретных ситуаций (кейс-стадий), мозговой штурм, метод обучения действием, ролевые, имитационные игры и деловые игры, метод проектов, анализ видеозаписей, метод модерации.
Тенденция развития мировой экономической конъюнктуры требует от менеджера новых подходов к работе, в частности, больше внимания уделять оценке внешних воздействий на компанию, интегрировать основную деятельность с побочными влияниями, не зависящими от формального положения сотрудников, усиливать свою лидирующую роль во всех аспектах и на всех уровнях функционирования, уметь вдохновить работников, мобилизовать их энергию на решение общих задач, нацелить на поиск новых, нестандартных путей развития бизнеса.
Реализация технологий бизнес-образования связана с выбором подхода к профессиональному развитию управляющих всех уровней. Например, Г.В. Щекин выделил три подхода:
1) фрагментарный — не требует инвестиций, не связан с целями конкретный компаний, дает базовую подготовку в центрах тренинга. Считается неперспективным;
2) формализованный — подготовка менеджеров рассматривается как часть их карьеры, совмещается с ресурсными потребностями фирмы и личными устремлениями менеджера. Базовые знания добавляются спецкурсами по развитию отдельных умений и навыков при помощи преподавателей. Перспективный подход;
3) целевой — непрерывное обучение для обеспечения решения задач бизнеса в условиях конкуренции. Этот подход самый перспективный, при нем подготовка должна быть тесно связана со стратегическими целями организации и индивидуальными целями менеджера, реализуемыми с помощью курсов по выбору и жестко увязанными с характером выполняемой работы.
VI — формы обучения. Организационные формы — необходимый компонент проектируемого образовательного процесса. Основные формы обучения можно классифицировать: по количеству участников (индивидуальная и групповая); по месту проведения (на производстве или в учебном заведении); по сочетанию с основной работой (с отрывом от производства — очная, без отрыва от производства — очно-заочная, заочная, экстернат).
В системе бизнес-образования используются следующие формы:
1) на рабочем месте: индивидуальная (наставничество, стажировка, инструктаж, ротация, самообучение, «спаривание»), групповая (инструктаж, беседы, лекции) и курсовая подготовка (тематические лекции, практические занятия и др.);
2) в учебных заведениях: индивидуальная (коучинг, консалтинг, научные исследования, разработка проектов, тьюториал), групповая (лекции, семинары, практические занятия и др.).
VII — средства обучения. В системе бизнес-образования представляется целесообразным использование комплекса различных учебных средств. Каждый компонент комплекса (образовательная программа, программа курса, лекционный материал, методическое пособие, хрестоматия, монографии, рабочая тетрадь и т.д.) следует рассматривать как определенный носитель учебной информации, обладающий особенными свойствами по удовлетворению образовательных целей и задач.
Активно используются в учебных комплексах технические возможности: технологический ряд компьютеров различной мощности с мультимедийными устройствами; презентационное оборудование (плазменные экраны, ноутбук, видеокамера, специальные диски), телекоммуникационное оборудование, технические средства создания и тиражирования учебных материалов (сканеры, принтеры, издательские системы). Входящие в состав комплекса учебных средств элементы обеспечивают включение обучающегося в деятельность, побуждают его не к механическому запоминанию, а к мышлению, рассуждению, анализу.
VIII — нормативно-правовое обеспечение представляет собой комплекс законов и законодательных актов Российской Федерации: Закон «Об образовании» (1992 г.), Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.), Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Приказ Министерства образования РФ «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (1995), Положения «О порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» (06.09.2000 г.); «Образовательная политика России на современном этапе»: справка Госсовета РФ, Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования» (утверждены Минобразованием России 09.11.1999), Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, нормы и требования, сложившиеся в учреждениях дополнительного профессионального образования.
IX — маркетинговая. Функция маркетинга распространяется на весь производственный цикл бизнес-образования: от предпродажной подготовки (участие в разработке портфеля программ и ценообразовании) до постпродажного обслуживания (взаимодействие с выпускниками). Вклад подразделения, отвечающего за маркетинг бизнес-школы, в создании ценности образования для клиента, комплексного анализа потребностей в области бизнес-образования существующих и потенциальных клиентов, сегментации рынка, определения приоритетных направлений.
Бизнес-образование в России должно соответствовать требованиям рынка образовательных платных услуг и являться важнейшей его частью. Переход к бизнес-образованию от прежде существовавшей системы подготовки управленческих кадров — это смена парадигм, поскольку изменяются очень многие фундаментальные предпосылки деятельности, начиная от теоретического и эмпирического осмысления экономической системы и кончая методами передачи знаний, развития навыков и умений.
Пройдя различные этапы, бизнес-образование испытывает на себе влияние различных концепций, которые условно можно разделить на два направления: в одних случаях превалирует образовательная компонента, в других — прагматически ориентированная прикладная компонента.
С точки зрения образовательной компоненты наиболее важной является идея регулярного непрерывного образования (continuous education), которое в последнее время рассматривается как пожизненное обучение (life-long learning), обучение через всю жизнь, «получение новых специальностей и квалификаций…» [4, С. 226]. Однако сейчас говорят уже не только о «непрерывном профессиональном образовании», но и об «опережающем образовании». В частности П.Н. Новиков и В.М. Зуев, сравнивая непрерывное и опережающее образование, пишут: «Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что опережающее образование в практикуемом его понимании не есть и не должно быть альтернативой непрерывному образованию. Опережающее образование определяет необходимость, прежде всего, формирования и постоянного прироста знаний фундаментального характера в виде устойчивого их ядра (знания «на всю жизнь») на каждом из уровней образования…» [6, с. 129].
Таким образом, суть опережающего образования — не только в том, чтобы ориентироваться на развивающееся производство, и даже не в том, чтобы способствовать развитию производства (подтягиванию его до уровня специалистов), но главное — ориентироваться на предполагаемую перспективу. При этом важнейшей задачей становится умелое прогнозирование развития производства и самого общества, а значит, уметь видеть себя (и свою деятельность) в контексте более глобальных общественных процессов. Именно такая готовность профессионала соотносить себя с меняющимися процессами выводит его на совершенно иной путь развития своего достоинства в труде.
С точки зрения прагматической следует осознавать, что достижение целей, которые стоят перед бизнес-образованием, реализуются не только с помощью образовательных программ и силами образовательных институтов, но и на основе практической деятельности людей, которые занимают управленческие должности или выполняют управленческие функции. Отсюда «обучение на опыте» — исключительно важный метод, который может привести к впечатляющим результатам.
В связи с этим появилась новая концепция «научающей организации» (learning organization) или «самообучающейся организации», когда речь идет не просто о формировании индивидов, способных реагировать на новые требования посредством постоянного обучения и непрерывного образования, но и о формировании организаций в целом, обладающих такого же рода ка