Прогнозирование потребности организаций региона в рабочих и служащих | Статьи | 123-Job.ru

Прогнозирование потребности организаций региона в рабочих и служащих


21.03.2010

Авторами разработана методика оценки текущей и прогнозирования перспективной потребности организаций региона в рабочих и служащих, основанная на синтезе частных мнений экспертов в единую информационную базу. методика апробирована на территории хабаровского края.
Для поиска наилучших решений по регулированию хозяйственной деятельности на той или иной административной территории органам государственного управления и местного самоуправления необходимы методики и инструментарий оценки текущей и прогнозирования перспективной потребности в рабочих и служащих. Информационное и методическое обеспечение вопросов исследования, оценки и прогнозирования потребности организаций-работодателей в наемном труде позволит уменьшить существующие диспропорции между спросом и предложением на рынке труда, обеспечит рационализацию затрат на профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, создаст благоприятные условия для развития системы образования, рынка труда, экономики за счет более эффективного использования потенциала имеющихся трудовых ресурсов.

Получение информации

Одним из ключевых аргументов в пользу применения экспертных опросов является отсутствие приемлемого информационного обеспечения. Так, в настоящее время в Хабаровском крае не проводится статистических обследований численного состава предприятий. Это в значительной степени затрудняет оценку обеспеченности экономики края рабочей силой в разрезе отдельных видов экономической деятельности и категорий работников.
Ситуация осложняется также и отсутствием информации о степени насыщенности кадрами по отдельным категориям работников и видам экономической деятельности в отчетах органов государственной статистики, что вынуждает исследователей при оценке и прогнозировании потребности в рабочих и служащих ограничиваться данными о численности трудовых ресурсов, экономически активного населения и вакансий. Существующая система государственной статистики в области образования и занятости слабо соответствует современным требованиям. Это обусловлено ослабленным организационным построением системы сбора и обработки информации, отсутствием унифицированных потоков информации, что затрудняет адекватное сопоставление и интерпретацию данных.
Использование опросов экспертов позволит частично решить проблему недостатка информации по вопросам обеспеченности организаций кадрами, а также получить общую картину изменения потребности в рабочих и служащих в перспективе, основываясь непосредственно на мнениях работодателей.
Как отмечалось, с целью получения информации, значимой для прогнозирования потребности в наемном труде, нами предложена методика получения частных оценок экспертов и их синтеза в единую информационную базу. Содержание ее 5 этапов, а также применяемые методы и инструменты исследования потребности можно увидеть в табл. 1.
Обратим внимание, что в качестве экспертов целесообразно привлекать исключительно руководителей организаций, которые имеют представления о том возможном количестве и качестве труда, которым он желает располагать в будущем при известном ему научно-техническом уровне производства.

Таблица 1

Методика проведения экспертного опроса

——T—————————T————————————T—————————-¬
¦ N ¦ Этап ¦ Содержание этапа ¦ Используемые методы и ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦ инструменты ¦
+—-+—————————+————————————+—————————-+
¦ 1. ¦Выбор объектов ¦Определение количества и состава ¦Метод простого случайного ¦
¦ ¦исследования (формирование¦предприятий и организаций, ¦отбора ¦
¦ ¦выборки) ¦включаемых в выборку. Главный ¦ ¦
¦ ¦ ¦критерий отбора: предприятия ¦ ¦
¦ ¦ ¦функционируют на территории ¦ ¦
¦ ¦ ¦Хабаровского края ¦ ¦
+—-+—————————+————————————+—————————-+
¦ 2. ¦Определение системы ¦Расчет показателей: ¦Унифицированная форма ¦
¦ ¦показателей потребности и ¦- потребность в рабочих и служащих; ¦»Оценка обеспеченности ¦
¦ ¦(или) избытка кадров в ¦- избыток рабочих и служащих; ¦организации рабочими и ¦
¦ ¦организациях ¦- в разрезе видов экономической ¦служащими». ¦
¦ ¦ ¦деятельности и категорий работников.¦Формулы расчета показателей ¦
¦ ¦ ¦Потребность/избыток указываются ¦потребности и избытка кадров¦
¦ ¦ ¦работодателем в процентах от общего ¦ ¦
¦ ¦ ¦числа занятых ¦ ¦
+—-+—————————+————————————+—————————-+
¦ 3. ¦Сбор и обработка ¦Сбор информации о потребности в ¦Опрос руководителей ¦
¦ ¦информации ¦рабочих и служащих: ¦предприятий и организаций, ¦
¦ ¦ ¦- вторичная информация (данные служб¦изучение отчетов органов ¦
¦ ¦ ¦занятости, органов статистики); ¦государственной статистики ¦
¦ ¦ ¦- первичная информация. Обработка ¦Электронный пакет ¦
¦ ¦ ¦информации: ¦программного обеспечения MS ¦
¦ ¦ ¦- по организациям; ¦Excel: ¦
¦ ¦ ¦- по видам экономической ¦- кодирование информации по ¦
¦ ¦ ¦деятельности; ¦организациям; ¦
¦ ¦ ¦- по категориям работников ¦- группировка данных по ¦
¦ ¦ ¦ ¦видам экономической ¦
¦ ¦ ¦ ¦деятельности, категориям ¦
¦ ¦ ¦ ¦работников ¦
+—-+—————————+————————————+—————————-+
¦ 4. ¦Анализ полученной ¦Определение состава и структуры ¦Электронный пакет ¦
¦ ¦информации ¦потребности в рабочих и служащих на ¦программного обеспечения MS ¦
¦ ¦ ¦основе группировки данных по видам ¦Excel ¦
¦ ¦ ¦экономической деятельности и ¦ ¦
¦ ¦ ¦категориям работников ¦ ¦
+—-+—————————+————————————+—————————-+
¦ 5. ¦Интерпретация и ¦Формулирование выводов и разработка ¦Определение текущей и ¦
¦ ¦использование полученной ¦рекомендаций. ¦перспективной потребности ¦
¦ ¦информации ¦Доведение результатов исследования ¦исследуемых организаций в ¦
¦ ¦ ¦заинтересованным сторонам ¦рабочих и служащих в разрезе¦
¦ ¦ ¦ ¦групп видов экономической ¦
¦ ¦ ¦ ¦деятельности и категорий ¦
¦ ¦ ¦ ¦работников ¦
L—-+—————————+————————————+——————————

Этапы и критерии оценки

Сведения, полученные в результате экспертного опроса, являются исходными для дальнейшего прогнозирования потребности организаций в рабочих и служащих в разрезе отдельных категорий работников и по группам видов экономической деятельности. Авторами определены состав и содержание этапов, обеспечивающих реализацию процедур оценки текущей и прогнозирования перспективной потребности организаций в рабочих и служащих. Применяемые методы и инструменты в разрезе каждого из 5 этапов отражены в табл. 2.

Таблица 2

Методика оценки и прогнозирования потребности организаций в рабочих и служащих

——T—————————————-T—————————————————¬
¦ N ¦ Этап ¦ Используемые методы и инструменты ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦
+—-+—————————————-+—————————————————+
¦ 1. ¦Сбор исходной информации от объектов -¦Опрос руководителей предприятий по вопросам¦
¦ ¦представителей (организаций) различных¦разработанной анкеты. Вопросы основной части анкеты¦
¦ ¦видов экономической деятельности края¦нацелены на: ¦
¦ ¦для оценки потребности в рабочих и слу-¦- получение общей оценки обеспеченности организаций¦
¦ ¦жащих ¦Хабаровского края кадрами; ¦
¦ ¦ ¦- определение прироста потребности в кадрах в¦
¦ ¦ ¦организациях на перспективу по видам экономической¦
¦ ¦ ¦деятельности и категориям работников ¦
+—-+—————————————-+—————————————————+
¦ 2. ¦Расчет исходных данных, необходимых для¦Исходная информация — данные опроса: ¦
¦ ¦составления математических моделей ¦- о распределении численности занятых в¦
¦ ¦ ¦организациях по видам экономической деятельности и¦
¦ ¦ ¦категориям работников; ¦
¦ ¦ ¦- о наличии текущей потребности организаций в¦
¦ ¦ ¦рабочих и служащих; ¦
¦ ¦ ¦- об ожидаемом приросте потребности в рабочих и¦
¦ ¦ ¦служащих в организациях на краткосрочную,¦
¦ ¦ ¦среднесрочную, долгосрочную перспективы ¦
+—-+—————————————-+—————————————————+
¦ 3. ¦Расчет ожидаемого прироста потребности¦ z ¦
¦ ¦организаций в рабочих и служащих по¦П = сумма (П х Ч ) ¦
¦ ¦видам экономической деятельности (для¦ k = 1 ijk ik ¦
¦ ¦выборочной совокупности) ¦ ¦
¦ ¦ ¦П — общая потребность организаций в рабочих и¦
¦ ¦ ¦служащих, чел.; ¦
¦ ¦ ¦П — потребность k-организации i-вида экономической¦
¦ ¦ ¦ ijk ¦
¦ ¦ ¦деятельности в j-категории работников, в процентах¦
¦ ¦ ¦от общего числа занятых в организации; ¦
¦ ¦ ¦Ч — численность занятых в k-организации ¦
¦ ¦ ¦ ik ¦
+—-+—————————————-+—————————————————+
¦ 4. ¦Расчет коэффициентов пересчета и пост-¦Метод — трендовая экстраполяция данных ¦
¦ ¦роение моделей, описывающих предполагае-¦ ¦
¦ ¦мые изменения потребности организаций в¦ ¦
¦ ¦рабочих и служащих в зависимости от пе-¦ ¦
¦ ¦риода прогнозирования для экономики края¦ ¦
¦ ¦в целом ¦ ¦
+—-+—————————————-+—————————————————+
¦ 5. ¦Составление прогноза потребности орга-¦Расчет перспективной потребности организаций в¦
¦ ¦низаций Хабаровского края в рабочих и¦рабочих и служащих на основе полученных моделей в¦
¦ ¦служащих по категориям работников и¦разрезе: ¦
¦ ¦группам видов экономической деятельности¦- групп видов экономической деятельности; ¦
¦ ¦ ¦- категорий работников ¦
L—-+—————————————-+—————————————————-

Данная методика была апробирована на территории Хабаровского края. Частные оценки были получены от 261 эксперта из числа руководителей коммерческих и некоммерческих организаций Хабаровского края, находящихся на разных этапах своего развития и отличающихся как количеством занятых, так и их структурой.
Рассмотрим, по каким критериям проводилась оценка.
Виды экономический деятельности. Распределение организаций-респондентов по группам видов экономической деятельности представлено на рис. 1.

«Рис. 1 Распределение организаций-респондентов по группам видов экономической деятельности»

В работе 60 видов экономической деятельности по ОКВЭД объединены в 8 укрупненных групп. Это объясняется тем, что при большом количестве групп видов экономической деятельности невозможно обеспечить достаточную наполненность групп предприятий. В целом предложенная методика применима в пределах любой классификации — ОКОНХ, ОКВЭД как по укрупненным группам, так и детализировано. Из числа обследованных предприятий и организаций 92% функционируют в крупнейших городах Хабаровского края — Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре и 8% — в других городах края.
Большую часть составляют частные предприятия — 66,7%. Значительная доля приходится и на государственные организации — 23,8%. Хозяйствующие субъекты со смешанной формой собственности, а также с участием иностранного капитала составили в общем объеме выборки 8,8% и 0,8% соответственно.
Данные табл. 3 дают картину распределения обследованных организаций по группам видов экономической деятельности с учетом их формы собственности.

Таблица 3

Распределение организаций-респондентов по группам видов экономической деятельности и формам собственности

———————T———————————————————————T—————-¬
¦ Группа видов ¦ Форма собственности ¦ Итого ¦
¦ экономической +—————-T—————-T—————-T——————+ ¦
¦ деятельности ¦Государственная ¦ Частная ¦ Смешанная ¦ С участием ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иностранного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ капитала ¦ ¦
¦ +—————-+—————-+—————-+——————+—————-+
¦ ¦ Количество организаций ¦
¦ +——-T———T———T——-T——-T———T——-T———-T———T——-+
¦ ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦
+———————+——-+———+———+——-+——-+———+——-+———-+———+——-+
¦Сельское, лесное, ¦ 2 ¦ 18,2 ¦ 7 ¦ 63,6 ¦ 1 ¦ 9,1 ¦ 1 ¦ 9,1 ¦ 11 ¦ 00,0 ¦
¦рыбное хозяйство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+———————+——-+———+———+——-+——-+———+——-+———-+———+——-+
¦Промышленность ¦ 11 ¦ 19,3 ¦ 36 ¦ 63,2 ¦ 10 ¦ 17,5 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 57 ¦ 00,0 ¦
+———————+——-+———+———+——-+——-+———+——-+———-+———+——-+
¦Строительство ¦ 5 ¦ 26,3 ¦ 10 ¦ 52,6 ¦ 4 ¦ 21,1 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 19 ¦ 00,0 ¦
+———————+——-+———+———+——-+——-+———+——-+———-+———+——-+
¦Оптовая и розничная ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 57 ¦ 98,3 ¦ 1 ¦ 1,7 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 58 ¦ 00,0 ¦
¦торговля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+———————+——-+———+———+——-+——-+———+——-+———-+———+——-+
¦Транспорт и связь ¦ 8 ¦ 38,1 ¦ 11 ¦ 52,4 ¦ 2 ¦ 9,5 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 21 ¦ 00,0 ¦
+———————+——-+———+———+——-+——-+———+——-+———-+———+——-+
¦Финансы, ¦ 14 ¦ 21,9 ¦ 47 ¦ 73,4 ¦ 3 ¦ 4,7 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 64 ¦ 100, ¦
¦страхование, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦недвижимость, ИТ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+———————+——-+———+———+——-+——-+———+——-+———-+———+——-+
¦Государственное ¦ 15 ¦ 88,2 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 1 ¦ 5,9 ¦ 1 ¦ 5,9 ¦ 17 ¦ 00,0 ¦
¦управление, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+———————+——-+———+———+——-+——-+———+——-+———-+———+——-+
¦Предоставление ¦ 7 ¦ 50,0 ¦ 6 ¦ 42,9 ¦ 1 ¦ 7,1 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 14 ¦ 00,0 ¦
¦прочих коммунальных,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦социальных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦персональных услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+———————+——-+———+———+——-+——-+———+——-+———-+———+——-+
¦Итого ¦ 62 ¦ 23,8 ¦ 174 ¦ 66,7 ¦ 23 ¦ 8,8 ¦ 2 ¦ 0,8 ¦ 261 ¦ 00,0 ¦
L———————+——-+———+———+——-+——-+———+——-+———-+———+———

Частный сектор преобладает практически по всем выделенным группам видов экономической деятельности, за исключением государственного управления и образовании, а также сферы предоставления коммунальных, персональных и социальных услуг. Так, в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, а также в промышленности доля частных организаций превышает 63%.
В оптовой и розничной торговле, а также финансах и страховании доля частного капитала очень высока и составляет 98,3 и 73,4% соответственно. Наконец, в строительстве, на транспорте и в связи, а также предоставлении персональных, коммунальных услуг населению около половины обследованных организаций относятся к частной собственности. Государственная собственность преобладает, как уже отмечалось, в государственном управлении, военной безопасности и образовании (88,2%), а также в сфере коммунальных и социальных услуг (50%).
Организации со смешанной формой собственности в общем объеме выборки составляют 8,8%. В основном это промышленные и строительные предприятия. С привлечением иностранного капитала функционируют 2 организации.
Этап развития организации. В ходе исследования руководителям необходимо было определить этап развития организации, характеризующий текущее положение дел. Результаты приведены на рис. 2.

«Рис. 2 Распределение организаций-респондентов в соответствии с этапом, характеризующим текущее положение дел»

Более 57% организаций характеризуются стабильностью функционирования. 34,6% обследованных организаций занимаются решением основных и второстепенных задач развития организаций. Среди тех, кого не следует относить к числу достаточно устойчиво функционирующих, находятся организации (предприятия), занятые решением первоочередных задач своего становления (3,1%), а также сокращением или реорганизацией (2,6%).
Представленные выше результаты дополним еще одним аналитическим срезом, а именно — распределением организаций (предприятий) по группам видов экономической деятельности.
В каждой из выделенных групп видов экономической деятельности, согласно данным табл. 4, стабильно функционирующих организаций (предприятий) больше всего. Максимальное их количество (76,5%) наблюдается в сфере государственного управления и образовании. Далее по мере убывания показателя следуют: предоставление коммунальных, персональных и социальных услуг — 71,4%, строительство — 57,9%, финансы, страхование, недвижимость — 57,8%, промышленность — 56,1%, сельское, лесное, рыбное хозяйство — 54,5%, торговля — 53,4% и транспорт и связь — 52,4%. По запасу устойчивости к ним оказываются близки организации (предприятия), закрепившие свои позиции на следующих этапах: решение основных задач развития и решение второстепенных задач развития. В сельском хозяйстве таких организаций 27,3%, в промышленности — 42,1%, в строительстве — 36,9%, в торговле — 41,4%, на транспорте и в связи — 38,1%, в финансовой сфере — 35,9%, в госуправлении — 11,8%, в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг — 28,5%. Доля в выборке организаций (предприятий), испытывающих больше всего проблем в обеспечении устойчивости, составила 5,7%, из них 1,5% находились на этапе реализации решения о сокращении и/или реорганизации, 3,1% стремились обеспечить решение первоочередных задач своего развития.

Таблица 4

Распределение организаций-респондентов в соответствии с этапом, характеризующим текущее положение дел, в разрезе групп видов экономической деятельности

——————T————————————————————————————————T—————-¬
¦ Группы видов ¦ Этап, характеризующий положение дел в организации ¦ Итого ¦
¦ экономической +—————T—————T—————-T—————-T—————T—————+ ¦
¦ деятельности ¦ Решение ¦ Решение ¦ Решение ¦ Стабильное ¦ Сокращение и ¦Процедура ¦ ¦
¦ ¦первоочередных ¦основных задач¦ второстепенных ¦функционирование¦ реорганизация ¦внешнего ¦ ¦
¦ ¦ задач ¦ развития ¦ задач развития ¦ организации ¦ организации ¦управления ¦ ¦
¦ ¦ становления ¦ организации ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +—————+—————+—————-+—————-+—————+—————+—————-+
¦ ¦ Количество организаций ¦
¦ +——-T——-T——T——-T——-T———T——-T———T——-T——-T——-T——-T——-T———+
¦ ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ %| ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦
+——————+——-+——-+——+——-+——-+———+——-+———+——-+——-+——-+——-+——-+———+
¦Сельское, лесное,¦ 2 ¦ 18,2 ¦ 1 ¦ 9,1 ¦ 2 ¦ 18,2 ¦ 6 ¦ 54,5 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 11 ¦ 100,0 ¦
¦рыбное хозяйство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+——-+——-+——+——-+——-+———+——-+———+——-+——-+——-+——-+——-+———+
¦Промышленность ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 17 ¦ 29,8 ¦ 7 ¦ 12,3 ¦ 32 ¦ 56,1 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 1 ¦ 1,8 ¦ 57 ¦ 100,0 ¦
+——————+——-+——-+——+——-+——-+———+——-+———+——-+——-+——-+——-+——-+———+
¦Строительство ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 6 ¦ 31,6 ¦ 1 ¦ 5,3 ¦ 11 ¦ 57,9 ¦ 1 ¦ 5,3 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 19 ¦ 100,0 ¦
+——————+——-+——-+——+——-+——-+———+——-+———+——-+——-+——-+——-+——-+———+
¦Оптовая и ¦ 2 ¦ 3,4 ¦ 20 ¦ 34,5 ¦ 4 ¦ 6,9 ¦ 31 ¦ 53,4 ¦ 1 ¦ 1,7 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 58 ¦ 100,0 ¦
¦розничная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦торговля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+——-+——-+——+——-+——-+———+——-+———+——-+——-+——-+——-+——-+———+
¦Транспорт и связь¦ 1 ¦ 4,8 ¦ 7 ¦ 33,3 ¦ 1 ¦ 4,8 ¦ 11 ¦ 52,4 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 1 ¦ 4,8 ¦ 21 ¦ 100,0 ¦
+——————+——-+——-+——+——-+——-+———+——-+———+——-+——-+——-+——-+——-+———+
¦Финансы, ¦ 2 ¦ 3,1 ¦ 18 ¦ 28,1 ¦ 5 ¦ 7,8 ¦ 37 ¦ 57,8 ¦ 2 ¦ 3,1 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 64 ¦ 100,0 ¦
¦страхование, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦недвижимость, ИТ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+——-+——-+——+——-+——-+———+——-+———+——-+——-+——-+——-+——-+———+
¦Государственное ¦ 1 ¦ 5,9 ¦ 2 ¦ 11,8 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 13 ¦ 76,5 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 1 ¦ 5,9 ¦ 17 ¦ 100,0 ¦
¦управление, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+——-+——-+——+——-+——-+———+——-+———+——-+——-+——-+——-+——-+———+
¦Предоставление ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 3 ¦ 21,4 ¦ 1 ¦ 7,1 ¦ 10 ¦ 71,4 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 14 ¦ 100,0 ¦
¦прочих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦коммунальных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦социальных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦персональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+——-+——-+——+——-+——-+———+——-+———+——-+——-+——-+——-+——-+———+
¦Итого ¦ 8 ¦ 3,1 ¦ 74 ¦ 28,4 ¦ 21 ¦ 8,0 ¦ 151 ¦ 57,9 ¦ 4 ¦ 1,5 ¦ 3 ¦ 1,1 ¦ 261 ¦ 100,0 ¦
L——————+——-+——-+——+——-+——-+———+——-+———+——-+——-+——-+——-+——-+———

В целом, наиболее благоприятно ситуация с решением текущих задач сложилась в группе видов экономической деятельности — предоставление персональных услуг населению. Следует отметить, что здесь нет ни одной организации (предприятия), которая находилась бы на этапе сокращения и/или реорганизации.
С точки зрения нарастания текущих проблем, остальные сферы деятельности могут быть распределены следующим образом: промышленность; строительство; торговля; государственное управление; транспорт и связь; сельское, хозяйство; финансы, страхование, недвижимость.

Численность персонала: где дефицит, а где избыток

В табл. 5 представлены сведения о численности персонала в обследованных организациях в соответствии с группой видов экономической деятельности. Разброс числа работников в компаниях-представителях выборки достаточно высок. В исследовании приняли участие:
мелкие организации с численностью персонала менее 20 человек. Их доля в общем объеме выборки составила 28,7%. В этой категории преобладают торговые, финансовые организации;
малые предприятия с численностью работников от 20 до 100 человек. На их долю приходится 31, 4% от общего количества объектов исследования. Здесь представлены в основном торговые и финансовые организации;
средние предприятия с численностью работников до 500 человек. Их доля составила 25,7%. Здесь большинство организаций относятся к сферам промышленности и финансов;
крупные предприятия с численностью персонала от 500 человек. Их доля 14,2%. Это предприятия промышленности, строительства, а также транспорта и связи.

Таблица 5

Распределение организаций-респондентов по численности персонала в разрезе групп видов экономической деятельности

——————-T—————————————————————————————————T————¬
¦ Группы видов ¦ Численность персонала, человек ¦ Итого ¦
¦ экономической +—————T————T————-T—————T————T————-T————-+ ¦
¦ деятельности ¦ Менее 20 ¦От 21 до 50 ¦От 51 до 100 ¦От 101 до 500 ¦ От 501 до ¦ От 1001 до ¦ Более 3000 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1000 ¦ 3000 ¦ ¦ ¦
¦ +—————+————+————-+—————+————+————-+————-+————+
¦ ¦ Количество организаций ¦
¦ +——-T——-T——T——T——T——T——-T——T——T——T——T——T——-T——T——T——+
¦ ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦ ед. ¦ % ¦
+——————+——-+——-+——+——+——+——+——-+——+——+——+——+——+——-+——+——+——+
¦Сельское, лесное, ¦ 2 ¦ 18,2 ¦ 4 ¦ 36,4 ¦ 1 ¦ 9,1 ¦ 4 ¦ 36,4 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 11 ¦100,0 ¦
¦рыбное хозяйство, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+——-+——-+——+——+——+——+——-+——+——+——+——+——+——-+——+——+——+
¦Промышленность ¦ 6 ¦ 10,5 ¦ 7 ¦ 12,3 ¦ 9 ¦ 15,8 ¦ 17 ¦ 29,8 ¦ 9 ¦15,8 ¦ 4 ¦ 7,0 ¦ 5 ¦ 8,8 ¦ 57 ¦100,0 ¦
+——————+——-+——-+——+——+——+——+——-+——+——+——+——+——+——-+——+——+——+
¦Строительство ¦ 2 ¦ 10,5 ¦ 2 ¦ 10,5 ¦ 4 ¦ 21,1 ¦ 8 ¦ 42,1 ¦ 2 ¦10,5 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 1 ¦ 5,3 ¦ 19 ¦100,0 ¦
+——————+——-+——-+——+——+——+——+——-+——+——+——+——+——+——-+——+——+——+
¦Оптовая и ¦ 31 ¦ 53,4 ¦ 8 ¦ 13,8